Физика, лирика и экономика: обучение через искусство в корпоративных университетах

Art_bus_exe_1Юлия Пшеницина, E-xecutive, 06 августа 2012

 

Мы вступаем в «эру художника». Теперь лирика и красота важны для бизнеса не меньше, чем цифры и рациональность. В конкурентной гонке побеждает тот, кто лучше других раскрывает творческий потенциал сотрудников. Почему корпорации все чаще обращаются к искусству для достижения успеха, рассказывает Юлия Пшеницина.

 «Современный рациональный европейский человек работает преимущественно левым полушарием, а правое включает по выходным, когда идет в музей или театр. Мы не считаем искусство частью жизни, в этом наша проблема. 99 бизнесменов из 100 даже никогда не задумывались о том, что оно – дополнительный к науке способ познания мира, основанный на интуиции». (Сергей Филонович, декан высшей школы менеджмента ГУ ВШЭ, доктор физико-математических наук, профессор)

21 век и глобальный экономический кризис полностью изменили характер бизнес среды. Современным компаниям приходится работать в постоянно меняющихся условиях, когда знания мгновенно устаревают, а технологии легко копируются. Для того  чтобы выжить, необходимы смелость, эмоции, самостоятельное мышление, вдохновение, кисти и краски, творческий поиск и интуиция. Потому что мы вступили в «эру художника».  И сегодня «экономике» больше не достаточно «физики». Ей как никогда нужна самая настоящая «лирика»! Неслучайно корпоративные университеты таких компаний, как IBS, Unilever, ВТБ, Xerox, World Bank и др. обратились к искусству для решения бизнес задач своих организаций!

 

Красота спасет бизнес

 

Рациональные  «левополушарные» бизнесы, цель которых прибыль и всё, похоже, уже достигли своих максимальных результатов. В «эру художника» фетишизация «цифр» и потребительское отношение к себе, к другим, к природе не смогут обеспечить конкурентные преимущества ни отдельным  людям, ни компаниям, ни экономике целых государств. Задача современных лидеров  — бизнес созидающий и создающий что-то по-настоящему полезное для общества. Именно поэтому раскрытие творческого потенциала сотрудников становится вызовом для HR-специалиста 21 века.

Art_bus_exe_2Совершенно неслучайно в марте-апреле 2012 года компания Adobe, один из самых известных производителей программного обеспечения, и eYeka, краудсорсинговая  компания, объединяющая талантливых людей с лучшими мировыми брендами, одновременно, не зная об инициативах друг друга,  провели почти идентичные глобальные исследования на тему того, что мир думает о творческих способностях.

По версии Adobe, был обнаружен так называемый «global creativity gap» (глобальный недостаток креативности»). Оказалось, что 8 опрошенных из 10 считают, что для выхода из мировой экономической депрессии критично раскрывать творческий потенциал сотрудников, однако в целом сами сотрудники не чувствуют,  что могут себе это позволить. 75% сказали, что находятся под постоянным давлением на работе, где они должны быть больше продуктивными, чем  творческими. Более половины опрошенных видят причину низкого уровня развития творческих способностей у людей в современных системах образования (детские сады, школы, ВУЗы), которые подавляют творчество «на корню». Другие верят в миф, что творчество – это дар, данный не всем.

Данные eYeka, очень похожи на результаты Adobe, однако есть хорошая новость! На вопрос: «Cчитаете ли Вы себя творческим человеком?» от 61,7 до 78,5% в разных странах люди ответили «Да!».

Art_bus_exe_3Обучение персонала через искусство в корпоративных университетах — актуальный и логичный шаг в такой ситуации. Ведь и HR-специалистам, и сотрудникам компаний есть чему поучиться у художников, которые могут стать катализаторами развития компаний. И даже если по разным причинам примерно с 3-го класса школы современные менеджеры не держали в руках кисточку, им придется преодолеть дискомфорт и примерить на себя роль художников, если они, конечно, хотят оставаться в форме и перейти на следующую ступень эволюции. Это не стоит понимать буквально. Однако творческие бизнес решения смогут не только дать качественно новые результаты компаниям, но и мощный толчок к развитию глобальной экономики.

Достоевский считал, что «Красота спасет мир!». А может быть красота спасет бизнес, чтобы спасти мир?  «От красивого – к человечному!»,  говорил Сухомлинский. А что, если от  красивого бизнеса – к красивому обществу?

 

«Левое» vs «Правое»

Лучше всего человек учится через эмоционально окрашенную и затем осмысленную деятельность Если это так, то самыми образованными людьми должны считаться те, у кого развита интуиция, кто имеет больше всего впечатлений и наибольшую полноту и глубину личного опыта, который они способны затем анализировать с помощью логики.

Art_bus_exe_4Традиционные «левополушарные» форматы корпоративного обучения хорошо вписывались в индустриальный век и  уходящий информационный — века популярности научной картины мира и монополии логических методов познания. Расцвет корпоративного тренинга пришелся на вторую половину 20-го века.  Жизненный цикл этого метода обучения сегодня почти завершен. Почему?

Во-первых, традиционный тренинг основывается на прошлых (лучших) практиках. Но в эпоху, когда знания мгновенно устаревают, пока разрабатывается программа с описанием лучших практик и алгоритмов, все уже давно поменялось. Гораздо более выгодно учить людей умению учиться самостоятельно и развивать их способность быстро реагировать на будущие изменения.

Во-вторых, традиционный тренинг очень затратный! Каждые 8-12 человек компании нужно отрывать от работы на 2-3 дня, чтобы обучать их тому, что по окончании программы будет уже не так актуально. Какой в этом пресловутый коммерческий интерес бизнеса?

В-третьих, как у инструмента изменений, у традиционного тренинга очень ограниченная эффективность.  Обучая людей через логику, мы закладываем в них знания. А – это всего лишь выводы.  Для того чтобы происходили реальные изменения в поведении на работе, необходимы эмоции. Ведь они и вызывают действия! Распространенный миф о том, что за 2-3 дня можно сформировать навык – это просто попытка продать тренинговые услуги. Навык формируется в процессе осмысленной реальной деятельности. Как говорил Стивен Кови, видение (эмоции) человека определяет его поведение, которое автоматически ведет к результатам в работе. Хочешь быть лидером, клиентоориентированным человеком, творческой личностью? Будь им. А вот сделать выбор в сторону того, чтобы им стать, поможет искреннее желание и понимание «Зачем?»!

В-четвертых, традиционные тренинги и тренеры – прототипы уроков и учителей в школе. «Школьность» не только сегодня имеет плохую репутацию среди взрослых учащихся, но и никак не годится для развития творческого потенциала сотрудников. Ведь стандартная парадигма тренинга – научить «как надо», тем самым вогнав участников в еще большие «рамки», тогда как в «эру художника» им нужно  как раз «за них» выходить.

Таким образом, для современных корпоративных университетов жизненно важно искать новые формы и методы обучения, которые помогут создавать реальные конкурентные преимущества для компаний. Такие решения должны:

  • быть экономичными (по времени и стоимости), экологичными и долгосрочными по  эффекту;
  • быть нацеленными не на изучение лучших (прошлых) практик, а на развитие способности быстро адаптироваться к будущим изменениям;
  • быть индивидуальными и добровольными для каждого сотрудника (решения должны передавать ответственность сотрудникам, запускать механизм саморегуляции организации, все больше соответствуя концепции самообучающейся организации (learning organization));
  • развивать творческое мышление и  умение учиться у сотрудников вне зависимости от решаемой задачи;
  • вызывать эмоции и быть, конечно, КРАСИВЫМИ!

Art_bus_exe_5Альберт Энштейн говорил: «Наибольшей любви заслуживают те, кто больше всех сделал для облагораживания человечества и жизни людей. Это относится прежде всего к великим художникам и в меньшей степени к великим ученым…  Облагораживает не результат научного исследования, но стремление понять, духовная работа при творчестве и восприятии».

Искусство, как метод познания, основанный на интуиции, является сегодня идеальным инструментом изменений в организациях, потому что:

1)   Оно —  экономично. За секунду одним образом (через «правое полушарие») можно передать тысячам людей то, что можно годами передавать словами и фактами единицам (через «левое полушарие»).

2)   Подлинное, оно эмоционально и красиво, а потому действенно и долгосрочно по эффекту (оставляет впечатление на всю жизнь).

3)   Оно не навязывает «как надо», а ставит вопросы и призывает зрителя к со-творчеству, развивая такие необходимые сегодня в бизнесе интуицию и воображение.

4)   Оно помогает делать прогнозы на будущее, осознавать настоящее и анализировать прошлое, подключая логику и развивая умение учиться. Ведь то, что в искусстве зарождается сегодня, станет мейнстримом через примерно 50 лет. Как сказал Стив Зейдс, CEO Long Haymes Carr: «Современное искусство – это R&D лаборатория будущего».

 

«Лирика» лучших корпоративных университетов России и мира

Существуют коллекционеры и искусствоведы, которые раньше других понимают, что вот этот молодой художник – гений. Есть люди в организациях, которые не только способны увидеть возможности для создания конкурентных преимуществ  своей компании, но и убедить «левополушарный» менеджмент пойти на «правополушарный» эксперимент!

1В компании IBS, например, появилась потребность вступить с сотрудниками в диалог на тему их самореализации и смысла работы в компании. Было понятно, что стандартными методами, вроде презентаций и тренингов, этот диалог будет начать сложно, тем более что большая часть сотрудников компании – это представители поколения Y, то есть молодежь. И они обратились к искусству, создав вместе с современными художниками, писателями, фотографами, актерами и музыкантами уникальный обучающий АРТ-объект  «Желание лететь», который в итоге прошли 256 человек (сотрудники, друзья и родственники сотрудников, клиенты и партнеры компании) за 3 дня мероприятия. В результате эксперимента Корпоративный Университет IBS в краткосрочной перспективе сразу получил увеличение заявок на обучение, повысил лояльность сотрудников и клиентов и закрепил за собой имидж инновационной компании на рынке, а в долгосрочной перспективе создал мощное конкурентное преимущество в виде сотрудников, которые хотят учиться учиться! Наталия Ечкалова, директор Корпоративного Университета IBS: «Проект, безусловно, удался. Предложенный формат оказался очень органичен для корпоративной культуры IBS. Мы готовы и дальше работать с ним и решать уже другие задачи».

Для быстрого выхода из кризиса отделению компании Unilever в Великобритании требовалось создать творческую среду, в которой бы сотрудники могли разработать радикально новые идеи продуктов и их продвижения. И они разработали  долгосрочную программу развития под общим названием «The Catalyst». В ходе программы сотрудники побывали в роле кураторов выставок, создавая в офисе экспозиции картин современных художников. А для того, чтобы дать персоналу обратную связь, была приглашена группа актеров, которые провели время в офисе, наблюдая за происходящим, а потом в форме пьесы они показали, как начальники общаются с подчиненными, как разрешаются конфликты и проходят совещания.

ВТБ банк ежегодно проводит День открытых дверей ВТБ, приглашая на практику студентов экономических ВУЗов Москвы.  Для того, чтобы заинтересовать и привлечь лучшие кадры поколения Y, на одном из таких мероприятий было создано обучающее АРТ пространство, центральной частью которого стала инсталляция «Бермудский Четырехугольник», ставшая зоной размышления о карьере. Любовь Гвоздилина, экс-руководитель службы корпоративного обучения ОАО Банк ВТБ: «Было приятно слышать от взыскательных молодых людей, что в этом году мы их особенно удивили. Мы не развлекали, а увлекали, и наши будущие коллеги поддержали нас в диалоге о профессии и карьере».

Наука и искусство объединились в исследовательском центре компании Xerox в Силиконовой долине, где в рамках программы «Artists-in-Residence» художники работали в парах с исследователями. Результатом этого взаимодействия стали новые произведения искусства и научные инновации.

Когда в World Bank создавали Систему Управления Знаниями, возник конфликт между командой, которая создавала контент, и группой технологов. Они не понимали потребностей друг друга. Для этого была организована специальная сессия, в ходе которой ведущий визуализировал конфликт через специально подобранные образы и метафоры. Этого было достаточно, чтобы конфликт был разрешен.

Примеры «лирических» решений этих компаний поражают не только своей красотой, но и результатами. Интересно, что все упомянутые кейсы привлекли внимание бизнес школ, еловых СМИ, по ним написаны статьи и книги, ведутся научные работы в России и мире.

***

Art_bus_exe_7Подведем итоги. Очень скоро, как писал Дэниэль Пинк в книге «Целый новый ум. Людям с правополушарным мышлением принадлежит будущее», искусственный интеллект и готовые методики подешевеют, а вот творческие решения, не поддающиеся беспощадной компьютерной логике, станут основой успешного бизнеса. Для того чтобы достойно отреагировать на изменения, компании могут обратиться к искусству. Умение «читать», «писать» и «говорить» на языке художника станет преимуществом в конкурентной борьбе. Ведь художник – изначально философ и мыслитель, а живопись – это его «код». Познание мира через искусство – это практически незадействованный инструмент  анализа прошлого, осознания настоящего и прогнозирования будущего. Почему бы бизнесу не научиться читать этот «код»? Искусство сегодня также является ролевой моделью для бизнеса, потому что современный менеджер слаб именно в том, в чем преуспевает художник. Почему бы корпоративным университетам не помочь своим менеджерам войти в роль творческого человека? Секрет успеха в «эру художника» — это синергия «физики», «лирики» и «экономики». А если вы в этом сомневаетесь, почитайте Экзюпери 😉

 «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека. Когда говоришь взрослым: «Я видел красивый дом из розового кирпича, в окнах у него герань, а на крыше голуби», – они никак не могут представить себе этот дом. Им надо сказать: «Я видел дом за сто тысяч франков», – и тогда они восклицают: «Какая красота!»…

И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно, кроме цифр. Вот еще и поэтому я купил ящик с красками и цветные карандаши. Не так это просто – в моем возрасте вновь приниматься за рисование, если за всю свою жизнь только и нарисовал что удава снаружи и изнутри, да и то в шесть лет!»

(Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц», 1943)

Добавить комментарий