Творчество как инструмент

25 сентября 2012, Известия

Что приходит на смену стандартным технологиям обучения?

Рынок корпоративного обучения расширяется, предлагая все самое… новое, эффективное, необычное. Инвестиции в персонал? Безусловно. Причем за счет интересного, не побоимся этого слова, инновационного инструментария.

В условиях дикой рыночной экономики, господствующей в наши дни, становится все труднее сделать собственный бизнес не похожим на других… Надо начинать конкурировать на основе чувств и фантазий, эмоций и воображения…» Эта мысль, высказанная около десяти лет назад Кьеллом А. Нордстремом и Йонасом Риддерстрале в бестселлере «Бизнес в стиле фанк» воспринималась не только как инновационная, но и, пожалуй, как революционная. Теперь способность моментально создавать новые продукты – суровая необходимость. Но генерировать инновации могут только люди с новым мышлением, готовые «сменить контекст».

Да, образовательный рынок, определенно, растет. Это отмечают как специалисты по персоналу, так и организаторы ежегодной самой крупной российской выставки HR & Trainings expo. «Самой отрасли обучения и развития чуть более 20 лет, – сообщает директор по маркетингу и PR компании «Амплуа» Мария Шатрок. – Срок, согласитесь, небольшой. За это время появилось огромное количество провайдеров, которые предоставляют разнообразные, и, я бы сказала, многокрасочные услуги». Безусловно, хорошие проверенные программы остаются по-прежнему востребованы: обучению продажам, переговорным тактикам, способам разрешения конфликтов, развитию управленческиx навыков, развитию личных компетенций придают большое значение. Это классика. Но вместе с тем интерес аудитории вызывают и абсолютно новые уcлуги: возможность проведения тимбилдинга на основе яхтенного спорта, обучение технике безопасности не на опасном производстве, а в обычном офисе или командный выезд на сессию стратегического планирования в родовой замок куда-нибудь во Францию. Возрастает интерес к теме внутреннего брендинга HR-cлужбы, повышения роли корпоративного университета, а также автоматизации работы служб персонала.

«По моим наблюдениям, темп организационных изменений за последние годы увеличился раз в пять, в связи с чем сотрудники не всегда успевают отвечать возрастающим потребностям бизнеса, – продолжает Шатрок. – И руководители службы персонала вынуждены искать новые подходы к обучению. Такие, которые развивают людей, учат нестандартно мыслить, находить оптимальное решение в быстро меняющейся и высококонкурентной среде.

Кроме того, все отчетливее видна потребность большей отдачи от обучения за отведенное на него время. «Для рынка, как мне кажется, сейчас актуально так называемое проблемно ориентированное обучение, – делится руководитель корпоративного университета пивоваренной компании «Балтика» Светлана Старикова. – Недостаточно знать какой-то метод решения задачи, надо уметь применить его на практике в конкретном случае. Поэтому в нашей компании сейчас, например, очень популярен такой метод решения задач, как модерационная сессия с помощью специально обученного модератора, или фасилитатора. Обучением это конечно, не назовешь, но, решая какую-либо задачу в таком формате, мы одновременно учимся применять новые методы решения подобных ситуаций в будущем».

«Одна из реалий российского рынка – высокая степень неопределенности бизнес-среды, в которой долгосрочные планы приходится корректировать», – делится наблюдениями директор консалтинговой компании Retail City Юлия Олещенко. Все больше топов интересуется вопросами личной самореализации и саморазвитием, и, развивая собственную личность, они «тянут» за собой компанию.

Сегодня на рынке появляются направления, о которых еще несколько лет назад не только нельзя было мечтать, а такие мысли даже не приходили в голову. Например, вовлечение персонала в жизнь компании через творческие проекты. Юлия Пшеницина, директор компании learn2learn, уже воплощает такие мечты в жизнь. Когда есть потребность поработать с культурой в компании, тогда можно обращаться к искусству, сообщает Юлия. Потому что ядром корпоративной культуры являются ценности организации и отношение людей к ним, а одна из функций искусства заключается в утверждении ценностей. «Хочу заметить, что искусство не может навязывать ценности, оно позволяет их осознавать и делать выбор, – добавляет Юлия. – Вариантом обучения через искусство может быть использование обучающего пространства. Формат предполагает создание арт-объектов на заданную тему, которые посещают сотрудники, и им передаются «сообщения», закодированные музыкой, художественным аудиотекстом, инсталляциями, живописью, театральным освещением и т. д. На рынке уже появляется тип компаний, которые перешли на новый этап эволюции, которые понимают, что в XXI веке конкурировать только за счет технологий уже недостаточно. Система обучения таких компаний вышла за рамки традиционной, а специалисты по развитию сотрудников открыты к эксперименту с форматами. Они «меняют контекст» и получают другой взгляд на свое место в компании через творчество». Мир, как мы понимаем, оказывается намного красочнее и интереснее, возможностей – неограниченное количество, но науке их трудно распознать. Логика помогает, конечно, но именно интуиция делает прорывы. И потом творчество и культура созидания – это то, что необходимо сегодня планете, чтобы человек перестал только потреблять, а начал созидать.

Пожалуй, есть еще одна тенденция, о которой стоит упомянуть: после кризиса 2008 года деньги на обучение стали выделяться компаниями сложнее. А требования к провайдерам и эффекту от обучения возросли. С руководителей служб персонала cтали больше спрашивать за потраченные бюджеты и больше требовать очевидной связи между обучением и реальной отдачей от бизнеса. А это значит, что рынок будет двигаться в сторону оптимизации затрат, возрастания требований к провайдерам и обучающим продуктам, а также возрастания экономической компетентности служб персонала.

Читайте далее: http://izvestia.ru/news/536048#ixzz3ZpAZ0Iye