IBS в обучающем пространстве «Желание лететь»

11Trainings.ru, Редакция, 20 апреля 2012

 

В последнее время в HR-сообществе все чаще слышны разговоры о необходимости поиска новых форматов, методов и инструментов обучения и развития. Компания IBS и проект learn2learn не ограничились одними разговорами. Они реализовали уникальный обучающий продукт «Желание лететь», в основе которого синергия современного искусства, образования и бизнеса. О том, как родилась смелая идея и о ее воплощении в жизнь рассказывают Наталия Ечкалова, директор Корпоративного Университета IBS (на фото справа) и Юлия Пшеницина, автор и директор проекта learn2learn (на фото слева).

Наталия, расскажите о знакомстве компании IBS с проектом learn2learn.

Наталия Ечкалова, директор Корпоративного Университета IBS:

Все началось с посещения Яной Кудрявцевой, HR-директором IBS, в 2010 году «Бермудского четырехугольника» — первого обучающего пространства (learning sur-rounds) проекта learn2learn. Формат и содержание мероприятия очень впечатлили Яну. Уже тогда начались первые эпизодические обсуждения использования подобного продукта в IBS.

Через некоторое время в нашей компании был проведен очередной опрос удовлетворенности сотрудников. Анализируя его результаты, мы обратили внимание на остроту вопроса самореализации. Было очевидно, что эта тема очень важна для наших людей, и у них есть потребность самореализовываться на работе. При этом они не видят, как именно это можно делать.

Создавать условия для самореализации – очень тонкая работа. Это нужно делать аккуратно, никого не задевая, не допуская негатива и, в то же время, обеспечивая максимальную пользу. Здесь особенно важен результат. Мы начали поиск формата для общения с сотрудниками на тему их самореализации. Сразу отказались от тренинга. Были мысли о коучинге. И тут вспомнили о «Бермудском четырехугольнике» – разговоре через искусство. Так  мы обратились к Юлии Пшенициной, автору и директору проекта learn2learn.

——————————————————————————————————————

learn2learn — это образовательный проект, созданный в 2010 году, специализирующийся на создании новых форматов корпоративного обучения. Над проектом работает команда профессионалов из трех сфер деятельности — образование, бизнес и современное искусство. Кампания проекта направлена на формирование в России культуры «learning society» (самообучающегося общества) и «learning organizations» (самообучающихся организаций).

——————————————————————————————————————

 

Юлия Пшеницина, директор проекта learn2learn:

Я бы сказала, что IBS и learn2learn нашли друг друга благодаря совпадению наших убеждений в важности непрерывности обучения сотрудников и личной ответственности каждого за свою самореализацию на работе.

Наталия Ечкалова:

Это действительно так. Мы в IBS уверены, что создали уникальную обучающую среду, благодаря которой каждый сотрудник может развиваться и искать свой путь в профессиональной самореализации.

Как звучала задача, поставленная компанией IBS перед learn2learn?

Юлия Пшеницина:

Задача была сформулирована после того, как мы вместе еще раз тщательно проанализировали результаты опроса удовлетворенности сотрудников. Было очевидно, что люди занимают пассивную позицию в отношении своей самореализации на работе в двух случаях:

1) сотрудник действительно в силу объективных причин не самореализуется в своей текущей должности, ему нужен career shift;

2) сотрудник думает, что он не самореализуется.

Последних оказалось гораздо больше. На них мы и сфокусировали свое внимание.

Мы выявили типичные деструктивные установки (стереотипы), мешающие ощущению самореализации на работе:

  • «работа и жизнь – это разные вещи»,
  • «жизнь начинается после 18:30 или в отпуске»,
  • «работа не может приносить удовольствие по определению»,
  • «моя самореализация обязательно связана с переходом на новые должности»,
  • «быть менеджером – это престижно, а рядовым сотрудником – нет».

Нашей задачей было помочь людям осознать свои личные стереотипы по поводу работы и их корни, передать им ведущую роль в своей самореализации, и, конечно, создать пространство для «полёта»!

Расскажите о реализации проекта.

 

Юлия Пшеницина:

Все этапы реализации проекта проходили в тесном сотрудничестве проекта learn2learn с Корпоративным университетом IBS. Работа над проектом шла в течение 9 месяцев. Было 6 этапов:

1 этап: понимание потребностей компании. Это исследовательская работа, о которой мы уже говорили.

2 этап: дизайн образовательного содержания. Здесь мы определили пункты А (что есть сейчас) и Б (к какому результату стремимся).

3 этап: выработка художественной концепции. На этом этапе мы создавали метафору и решали, какими художественными средствами будем доносить каждый из пунктов образовательного содержания.

4 этап: реализация художественного замысла (написание художественных текстов, создание инсталляций, подбор работ художников и фотографов, запись актеров в студии, музыкальный дизайн и монтаж звука, подбор осветительного оборудования и т.д.)

5 этап: тестирование продукта во время предпремьерных показов.

6 этап: собственно премьера «Желания лететь», которая состоялось 24-26 января 2012 года на площадке Корпоративного Университета IBS.

———————————————————————————————

image013Что из себя представляет «Желание лететь»

Это learning sur-rounds (обучающее пространство), сформированное инсталляциями, картинами, фотографиями, предметами, светодизайном, музыкой, художественным текстом и голосами актеров. Все эти элементы несут определенное образовательное сообщение, закодированное художниками, фотографами, писателями, актерами, музыкантами, дизайнерами.

Это история героя от 1-го лица. Есть его женская и мужская версии.

Каждые 15 минут в пространство заходят 3 человека. На входе каждый получает ipod с аудио-треком (мужчины — мужскую версию, женщины – женскую) и небольшой инструктаж. В пространстве люди проводят около 40 минут. Там есть центральный объект и предваряющая его зона вступления. Внутри люди перемещаются по заданному аудио-текстом сценарию, также маршрут обозначен специальными знаками. Основное действие происходит в зоне инсталляции «Песочница» (макет настоящей песочницы в масштабе 1:1). Именно там участники проводят большую часть всего времени.

Люди смотрят, слушают и перемещаются по маршруту. Аудио-часть пространства совпадает с визуальной частью. При желании можно записывать свои мысли, рисовать, делать оригами – для этого есть все необходимое. После выхода из пространства в специальной зоне отдыха их встречают консультанты learn2learn. Здесь в комфортной неформальной обстановке можно обсудить опыт пребывания в пространстве, задать вопросы, поделиться своими мыслями и чувствами.

В основе художественной концепции «Желания лететь» метафора полета во сне. «Утро, 7 часов, подъем, опять на работу…», — думают герои. «Ну, еще немного, еще 5 минут», — говорят они пробуждающему их каждый день будильнику. Именно это состояние, между сном и явью, становится местом действий обучающего пространства, где разворачивается целая жизнь, а вместе с нею размышления о работе и карьерных стереотипах, о своей роли в самореализации, о том, что же я делаю каждый день, «кирпичи кладу или храм строю», о смысле, который каждый сам вкладывает в свою деятельность и… о «полёте».

 

Подробнее о продукте >>

———————————————————————————————

Наталия Ечкалова:

Как сказала Юля, мы активно сотрудничали на всех этапах. Мои коллеги и я внесли свою лепту в работу над проектом, в том числе и в виде творческих идей. Единственное, во что мы не вмешивались, — это художественный дизайн. Здесь мы целиком полагались на вкус и видение нашего провайдера.

А на этапе образовательного дизайна и, в частности, литературного наполнения программы мы взаимодействовали очень плотно, обсуждая буквально каждую строчку текста. Образно говоря, мы хотели быть на 100% уверены, что тот костюм, который для нас шьет провайдер, будет идеально сидеть. Для нас было очень важно не задеть чувств наших сотрудников и не пытаться воздействовать на них психологически. Речь шла о работе не с их чувствами, а с установками. Отсюда и такая скрупулезная работа с текстом.

Юлия Пшеницина:

Особое внимание уделялось экологичности взаимодействия с сотрудниками в рамках проекта. И это условие во многом обеспечивалось за счет включенности в работу над программой команды IBS.

Сотрудничество не закончилось на моменте готовности продукта. У нас были предпремьерные показы, на которых присутствовали представители IBS. В процессе таких показов мы тестировали продукт, что-то меняли, искали лучшее решение. В итоге то, что было представлено сотрудникам IBS, — это абсолютная премьера. Более того, все 3 дня работы объекта «Желание лететь» творческий процесс не прекращался. Мы слушали обратную связь и на месте вносили коррективы в организацию пространства.

Наталия Ечкалова:

IBS — инновационная компания. Нам присуще желание постоянно развиваться.  Оно и заставляет нас все время быть в поиске и мгновенно откликаться на реакцию участников программы. Наши сотрудники стали со-творцами этого проекта. Все происходящее в пространстве  способствовало проявлению такой позиции.

Нес ли в себе проект «Желание лететь» какие-то риски для заказчика и провайдера? Если да, то что вы предпринимали для их минимизации?

Наталия Ечкалова:

Основной риск для IBS был в том, что необычный формат не будет воспринят адекватно. Чтобы его минимизировать, мы избегали использования таких слов, как: «тренинг» и «обучение», — в процессе PR-кампании мероприятия и вообще в любых разговорах вокруг него.

За 3 недели до события мы начали готовить к нему нашу публику. В корпоративном электронном издании было опубликовано 2 статьи о «Желании лететь». Посещение программы было абсолютно добровольным. Мы предложили сотрудникам приходить вместе с родственниками, друзьями. Сами пригласили гостей. И в итоге желающих было огромное количество. За 3 дня на мероприятии побывали 265 человек. Даже приходилось продлевать время его работы.

Юлия Пшеницина:

Всегда рискованно выводить на рынок инновационный продукт. Мы изначально понимали, что мероприятие в IBS будет во многом решающим для судьбы проекта learn2learn. И нам было важно, чтобы все прошло идеально. Мы тщательно готовились.

Опасением было и то, как тема самореализации будет воспринята сотрудниками. Для многих компаний она пока является красивой мечтой, о ней говорят в лучшем случае в полголоса. В IBS, к счастью, ситуация другая. При этом оставался риск вызвать удивление и подозрение людей выбором темы: «А зачем компания говорит о самореализации? В чем подвох?».

С какой целью вы пригласили к участию в программе родственников, друзей сотрудников и представителей других компаний?

Наталия Ечкалова:

Приглашая родственников и друзей, мы хотели еще раз подчеркнуть, что речь идет не об обязательном традиционном обучении, а об интересном событии. Что касается других компаний – это обоюдное желание IBS и learn2learn рассказать HR-рынку о новом формате и поделиться им, как мы делимся  с окружающим миром творчеством и искусством. Ведь без зрителей искусство умирает.

 

Юлия Пшеницина:

Со стороны learn2learn мы пригласили, как мне кажется, цвет HR-сообщества — настоящих профессионалов, открытых новому и настроенных на инновации. Мы предполагали, что они разделят наше видение. А также нам было важно и интересно их экспертное мнение.

Поделитесь своими наблюдениями за реакцией участников «Желания лететь».

Наталия Ечкалова:

Эти 3 дня мы прожили особой жизнью. Для Корпоративного университета IBS решающее значение имеет обратная связь. На ней построен выбор провайдеров. Мы даем возможность показать себя практически всем, а выбираем тех, кто получает лучшие отзывы от наших сотрудников.

У нас изначально было четкое понимание того, что в случае с «Желанием лететь» обратная связь не может быть востребована в формальном виде. Поэтому я, например, вместе с консультантами learn2learn буквально жила в той комнате, куда люди заходили, покинув пространство.   Мне было важно получить как можно больше обратной связи.  Сотрудники давали ее охотно. Не все отзывы были на 100% положительными. И это абсолютно нормально! Именно из отрицательной обратной связи мы взяли несколько ценных идей по улучшению продукта. Отзывы сотрудников помогли нам по-настоящему оценить уникальность и эффективность созданного пространства. Теперь мы точно знаем, для какой категории людей оно работает лучше всего.

Оказалось, что «Желание лететь» — идеальное мероприятие для представителей поколения Y (смотрите статью «Теория поколений» в словаре Trainings.ru). Именно от молодых людей, большинство из которых магистранты (см. Магистратура IBS http://academy.ibs.ru/content/aca/rubr130/rubr-1300.asp ), шла самая яркая обратная связь, и именно у них «Желание лететь» вызывало блеск в глазах и наибольший энтузиазм по поводу самореализации.

Юлия Пшеницина:

Я обратила внимание на то, что в отзывах от «игреков» зачастую говорилось именно о тех вещах, которые мы определили в задачах проекта. Они озвучили те установки, о которых шла речь в начале интервью. Полное попадание!

Наталия Ечкалова:

Если «игреки» вышли с готовым ответом для себя, то «иксы» покидали пространство в состоянии задумчивости. Они даже говорили о том, что им нужно некоторое время, чтобы поразмышлять, и потом они будут готовы поделиться.

Одним из эффектов участия в «Желании лететь» для меня лично стала потребность больше времени уделять знакомству с искусством и тем самым привнести в свою жизнь больше красок.

image012Юлия Пщеницина: А если учесть, что искусство – это полноценный способ познания мира, основанный на интуиции, то желание приобщиться к нему – это и есть желание самореализовываться. Стремление людей учиться через искусство – это еще один дополнительный эффект проекта.

Мы не классифицировали мысли и чувства участников проекта, озвученных ими на выходе. Это каждый раз был очень личный, уникальный опыт. В этом ценность пространства — не сказать человеку, как надо, а помочь ему соотнести увиденное и услышанное с собственным опытом.

Как вы определили для себя показатели эффективности «Желания лететь»? Можно ли уже говорить о решении поставленной задачи?

Наталия Ечкалова:

«Желание лететь» состоялось в конце января неслучайно. После каникул люди перезагружаются, пересматривают свои планы, профессиональные устремления. Период с февраля по июнь – время активного обучения в IBS. У нас нет «обязаловки» в отношении посещения тренингов. Инициатива идет от самого сотрудника, он записывается на обучение, согласовывая его с руководителем. Важно, чтобы сотрудник выбирал обучение максимально сознательно, четко осознавая необходимость развития той или иной компетенции.

Для себя мы определили, что результаты мероприятия станут максимально ощутимы в течение полугода с момента его проведения. Одна из составляющих самореализации является саморазвитие и самообучение. В связи с этим мы ожидаем, что сотрудники будут более осознанно и активно приходить на обучающие мероприятия Корпоративного Университета IBS. Они будут действовать из позиции «я сам в ответе за свое обучение, развитие и самореализацию».

 

Что происходит в IBS после участия сотрудников в «Желании лететь»?

Наталия Ечкалова:

В начале февраля нами был запущен краткий он-лайн опрос:

  1. Участвовали ли Вы в проекте «Желание лететь»?
  2. Если «да», то считаете ли Вы, что это было:
  • интересно и полезно?
  • интересно и бесполезно?
  • бесполезно?
  1. Я не участвовал.

В результате многие сотрудники сожалели, о том, что не смогли посетить мероприятие. «Желание лететь» вызвало у них большой интерес через рассказы коллег, которые там были. Сработало «сарафанное радио». И это нам очень понравилось.

Большинство участников опроса сообщили о полезности мероприятия для них лично.

Юлия Пшеницина:

Много сотрудников IBS подключилось к проекту learn2learn на Facebook и делились  там своими мыслями и словами благодарности.

Наталия Ечкалова:

Корпоративный университет IBS сейчас очень востребован. Мы заметили всплеск интереса к обучению и рост числа заявок на участие в программах.

А не было ли случаев увольнения по собственному желанию? Ведь порой компании опасаются работать с темой самореализации сотрудников именно из-за того, что, как им кажется, это может привести к разочарованию и желанию найти другое место работы?

Наталия Ечкалова:

Нет. Этот проект не может вызвать такой эффект в силу своей ненавязчивости, экологичности, грамотного художественного оформления.

Юлия Пшеницина:

По моим ощущениям, эффект как раз противоположный. Проект повысил имидж IBS, как работодателя, в глазах сотрудников. Они высоко оценили стремление своей компании помочь им в самореализации.

Наталия Ечкалова:

А кроме того, компания IBS стала очень интересна для HR-сообщества. Нас многие просят поделиться опытом и впечатлениями, обращаются к нам, как к  советчику и эксперту.

Юлия Пшеницина:

Интерес к IBS, как к инновационной компании, мы видим на встречах learn2learn с другими компаниями. А таких встреч сейчас достаточно много, потому что есть немало желающих пойти по стопам IBS.

Какие выводы IBS и learn2learn сделали по результатам проекта «Желания лететь»?

Наталия Ечкалова:

Проект, безусловно, удался. Предложенный формат оказался очень органичен для корпоративной культуры IBS. Мы готовы и дальше работать с ним и решать уже другие задачи. Наша компания очень довольна сотрудничеством с learn2learn и видит их своим постоянным партнером.

Юлия Пшеницина:

Для learn2learn стало очевидным, что продукт с определенными настройками и сам формат интересен и другим компаниям. Мы уверены в себе, полны решимости работать в выбранном направлении.

Сотрудничество c IBS оказалось поворотным моментом не только для IBS и для learn2learn, но и для рынка в целом. Я бы сказала, что мы создали своего рода коридор между образованием, бизнесом и искусством. Художники и музыканты все больше интереса  выражают в участии в подобных мероприятиях через площадку learn2learn. Думаю, положено начало новому тренду.

Беседовала Инна Карачевцева

Добавить комментарий