Учусь по собственному желанию!

КОРПОРАТИВНЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ, №33, декабрь 2011

АВТОР: Юлия Пшеницина, проект learn2learn

Как учатся сотрудники компаний? Нет-нет, я не про тренинги и семинары… Я спрашиваю, как они на самом деле учатся 24 часа 7 дней в неделю? И возможно ли кого-то обучать? Ведь учение – как любовь. За тебя полюбить никто не сможет, и ты насильно мил не будешь. Сопротивление в привычных форматах корпоративного обучения — естественная реакция людей на неестественное обучение тому, что кто-то за них определил как «хорошо».

Сообщество единомышленников проекта learn2learn верит в то, что истинное учение, даже корпоративное, как и истинная любовь, может возникнуть только по собственному желанию!

Инновационный образовательный проект learn2learn появился в 2010 году и основная его работа ведется на пересечении трех сфер деятельности – образование, бизнес и современное искусство. Специализируюясь на разработке инноваций в обучении взрослых, кампания проекта направлена на формирование в России культуры «learning society» (самообучающегося общества) и «learning organizations» (самообучающихся организаций). На данный момент сообщество состоит примерно из 500 человек, представляющих всех игроков рынка корпоративного обучения, — HR-специалистов, внешних консультантов, сотрудников компаний, руководителей, собственников бизнеса, — а также художников, музыкантов, писателей, актеров и просто творческих самореализующихся людей. В 2011 году проект был номинирован в категории «Открытие года» в рамках Премии Trainings.ru.


Бермудский Четырехугольник

Когда проект начал свою официальную работу, в головах участников громко звучали вопросы:

«Как люди с горящими глазами становятся пассивными «человеческими ресурсами», которых нужно обучать, развивать и оценивать? Почему в наших организациях люди учатся именно так, а не иначе? Откуда столько «незамотивированных» участников тренингов? Как наш личный опыт обучения «до» влияет на наше обучение «сейчас»? Что лежит в основе построения корпоративных университетов, забирающих ответственность за собственный рост и развитие у сотрудников? Как превратить свои организации в самообучающиеся? Как вернуть людям ведущую роль в обучении и желание… «лететь»?»

Творческий поиск привел нас к созданию необычной по содержанию и формату публикации — «Мое обучение и развитие. История одного «человеческого ресурса» Квадралогия в эпизодах», — написанной мною в соавторстве с Софьей Котовой, Инной Карачевцевой и опубликованной на Trainings.ru в апреле 2010 года. Летом того же года совместно с Amplua Insights было проведено исследование «Корпоративное обучение глазами сотрудников», а в сентябре на HR&Trainings EXPO 2010 — художественная акция, силами профессионалов из сфер образования, бизнеса и современного искусства был создан революционный, по мнению экспертов рынка, «аттракцион» Бермудский Четырехугольник. Впоследствии именно эта акция помогла нам разработать метод learning sur-rounds (метод обучающих пространств). Потом состоялся открытый эксперимент «Со-Бытие в стиле самообучающейся организации», и далее мы перешли для продолжения исследовательской работы в корпоративную среду. Сегодня у проекта много единомышленников, которые поддерживают наши идеи и реализуют их в своих компаниях.


Философия
learn2learn

Несмотря на то, что «со-общники» learn2learn – люди, пришедшие из разных сфер деятельности, нас всех объединяет разделение следующих взглядов на обучение взрослых людей.

Во-первых, естественное обучение человека происходит через осмысленную деятельность. 80% обучения сотрудников приходится на неформальное неконтролируемое компанией обучение. Все организации и люди по своей природе уже самообучающиеся системы, и их не нужно такими делать. Все сотрудники без исключения хотят, могут и учатся сами, только не все это осознают и/или эффективно управляют своим умением учиться в силу множества причин, в том числе организационных и общественных.

Во-вторых, видение человека определяет поведение и результаты поведения на работе («видение -> поведение -> результаты» (c) Стивен Кови). «Дрессировка», алгоритмы поведения, отрабатываемые на традиционных тренингах ничего не дают, если видение человека не меняется. Если человек поменял убеждение, то он автоматически изменит свое поведение, имея мотивацию, сам найдет возможности для обучения и покажет совершенно иные результаты работы. Осознанность – ключевой элемент для «сдвига парадигмы» и непрерывного саморазвития.

В-третьих, наилучшим образом человек воспринимает информацию интуитивно, через образы, через переживание эмоций, через творчество и искусство, через собственный опыт и ощущения. Логика и речь уступают эмоциям и образам, которые понятны носителю любой культуры и языка.

В-четвертых, контекст, форма влияют на содержание. Для того, чтобы сотрудники на работе могли в полной мере реализоваться как самообучающиеся люди, нужно определенное физическое и культурное пространство, организованное компаниями, а также нужна осознанность своего умения учиться, желание (!) со стороны самих сотрудников.


Мы не «тусовщики», мы – «художники»

Работа сообщества learn2learn направлена на развитие рынка и только на эту цель. Мы считаем, что сомнение является путем к знанию. А незнание – это движущая сила для роста. Хорошо поставленный вопрос ценнее прекрасно сконструированного ответа. Поэтому все действия в рамках кАмпании learn2learn направлены на «сдвиг парадигмы» современных представлений о том, как люди учатся и работают. Мы хорошо знаем традиционные аксиомы и правила игры в HR, но профессиональный интерес лежит в области построения новых закономерностей, в разработке образовательных инноваций.

Возможно, что мы нравимся нашим «со-общникам» тем, что умеем рисковать, поднимая острые вопросы в T&D, провоцируем, но всегда думаем о людях, способствуя формированию «общества созидания» вместо неприятного нам «общества потребления». Мы не «тусовщики», мы «художники». А настоящее творчество, как известно, не терпит фальши. «Влюбленным» можно быть только по собственному желанию!

Инна Карачевцева, редактор Trainings.ru: «Проект learn2learn появился в моей жизни очень своевременно  — именно в то время, когда стали все чаще и чаще одолевать мысли об эффективности традиционного корпоративного обучения, об истинном отношении сотрудников к тренингами.  То есть, это был период осознания если не смысла жизни, то уж точно смысла работы. Хотелось докопаться до истоков существующих в T&D проблем.  Проект learn2learn оказался идеальным пространством для поиска ответов на вопросы, причем в оригинальном,  творческом формате. Опыт совместной работы над публикацией квадралогии, исследованием, Бермудским Четырехугольником и Со-Бытием указал мне направление дальнейших поисков. Если честно, вопросов появилось еще больше. Но я бы сказала, что под влиянием learn2learn они стали ценнее».

Александр Сорокин,  художник: «Искусство – это поиск, это честный взгляд, это вдохновение и, наверное, обучение Мне приятно, если мое творчество поможет кому-то задуматься, иначе взглянуть на свой жизненный путь, а молодому и дерзкому проекту learn2learn донести свои идеи».

Софья Котова, T&D менеджер Британской Школы Дизайна: «Работа c learn2learn (всё, что нам вместе удалось сделать за эти два года) — это вызов, ощущение полета, творчества, свободы, риска, а самое главное, это развитие и познание самого себя. Думаю, что даже самые консервативные коллеги по T&D не смогут остаться равнодушными к темам, которые мы затрагиваем».

Григорий Клинов, независимый эксперт рынка T&D: «Не уверен, что говоря о российском T&D, можно употреблять слово «сообщество». Ведь у членов сообщества есть общие цели, над достижением которых они вместе работают. На мой взгляд, у нас есть не сообщество, а «созвездие», в которое входят яркие личности, по тем, или иным причинам имеющие статус «T&D гуру». Эти «гуру» вынужденно иногда собираются вместе, подобно светской «гламурной тусовке». Состав «тусовки» достаточно постоянен – это известные тренеры и консультанты, регулярно побеждающие в престижных номинациях вроде «Тренер года». Объединяет их только одно общее желание – поддерживать статус-кво «гуру».

В отличие от «тусовки», learn2learn – это настоящее «СО-общество» людей, объединенных общими ценностями. И это не пустые слова. Создание Бермудского Четырехугольника – реальное доказательство того, что learn2learn является живой, а не мнимой структурой, ведь ключевой характеристикой живого является способность творить.

Как сказал один мой знакомый маркетолог, Самвел Аветисян, – «Лидер – это тот, кто развивает рынок!». Если это так, то learn2learn можно без ложной скромности назвать лидером рынка российского T&D, т.к. это сообщество предлагает инновационные идеи, способные уже сегодня изменить мир обучения и взрослых, и детей к лучшему».

Дмитрий Самодин, художник: «Участие в этом проекте для меня, человека далекого от мира корпораций, — это возможность передать свое видение со стороны о том, как выглядит сегодняшнее общество».

***

 «И тут я всё вспомнил. И себя, и желание, и мои звезды! Вспомнил маленького мальчика из той «далёкой-далекой галактики». Когда он так хотел потрогать мир своими крохотными ручонками и понять: что, почему и как??? Где же он? Топчется наверное перед калиткой детского садика, воротами школы, институтской парадной, перед дверью офиса… И не решается войти. А вот я зашёл… и потерял его. Многие из нас прошли этот путь… Пора вернуться к себе… Ведь есть, есть желание! Хочу узнать, что же было, когда ничего не было и потрогать это руками. И я это сделаю, я смогу. Ведь я умею! Ты слышишь меня, Космос?»говорил герой Бермудского Четырехугольника. «Не знание, а незнание разжигает любопытство и далекой-далекой звездою сопровождает нас в нашем жизненном пути, заставляя красочно мечтать… и непрерывно учиться».