Образование, бизнес и… искусство: проекту learn2learn 4 года!

Trainings.ru, 01 апреля 2014

pshenicina«Я уверена, что секрет преуспевания как маленькой, так и большой организации в 21 веке — в единстве „физики“, „лирики“ и „экономики“. Мы разбираемся в обучении взрослых как в науке, мы практикуем творческий подход к работе (создаем свои авторские вещи, мы ничего не копируем) и являемся одновременно предпринимателями».

Юлия Пшеницина

Юлия Пшеницина, автор и директор инновационного образовательного проекта learn2learn, получившего в 2013 году Премию Trainings в категории «Открытие года», размышляет об искусстве и бизнесе и в День Рождения проекта делится с читателями секретами своего успеха.

В разделе о проекте learn2learn кроме всего прочего говорится, что ваш проект призван формировать «созидающее общество». Что это в твоем представлении, и существует ли оно?

Не стоит понимать эту формулировку буквально. «Созидающее общество» для нас является скорее метафорой-ориентиром, значение которого противоположно понятию «общество потребления». Слово «соЗИдание» стоит радом со словами «соЗДание» и «творчество». В «обществе созидания» люди способны видеть красивое, оберегать это от разрушения, нести ответственность за окружающий мир, быть вкладом для своей семьи, коллег, страны, понимать связь между благополучием общего и частного. В «обществе потребления» не считается зазорным выбросить окурок из машины прямо на дорогу, думать про свой подъезд и двор из разряда «не мое — не жалко» или «я плачу налоги — этого достаточно», приходить на работу с позицией «компания мне должна» или «это не моя функция», бесконечно отстаивать свои права и свободы, забывая об обязанностях…

Разве есть развитие, есть будущее у «общества потребления»? Ведь экономисты давно посчитали, что потребитель никогда не достигнет удовлетворения… Такое общество неминуемо деградирует. Людям «оттуда» незнакомо счастье от собственного труда, от возможности быть полезным другим людям, от создания эстетичных бизнес-решений, продуктов и HR систем. В рамках проекта мы работаем с самой активной частью общества — руководителями и ключевыми сотрудниками лучших компаний. Научаясь видеть красивое и созидать в бизнесе, когда прибыль и экономические показатели важны для менеджеров, но не рассматриваются как сверхзадача, когда работа в корпорации не является скучной обязанностью, а становится больше похожей на жизнь творческого человека, когда клиенты компаний получают не просто качественный продукт, а уважение и заботу, мы получаем возможность полноценной реализации своего потенциала и, если хотите, настоящей жизни настоящих людей. Нам везет, мы действительно формируем «созидающее общество» и живем в нем.

Но созидающих людей и компаний на самом деле, наверное, меньшинство, ведь «общество потребления» так недавно начало развиваться в нашей стране, всего пару десятилетий назад? Кто они ваши клиенты?

Наши клиенты — это не все компании. Подавляющее большинство запросов, с которыми мы работаем, — входящие. Мы их получаем от компаний, которые идут по пути развития инновационных организаций. Они ценят традиции, но открыты к новому. Мышление лидеров этих компаний нелинейно. Они готовы к изменениям и творческому подходу в менеджменте. Ну, а пара десятилетий для нашей страны — это не критично. «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить…» То, что learn2learn родился именно в нашей стране — уверена, это логично. Мы — патриоты и верим в силу, смекалку, находчивость и творческие способности русского народа. Где еще может появиться «созидающее общество», как не у нас?

Каждый проект это конкретные люди. Как собиралась команда? У всех разный опыт и разный подход к работе. Как работает learn2learn?

За достижениями проекта стоят очень талантливые люди. Я бы даже сказала, что, наверное, многие из них выдающиеся. Этим объясняется успех практически любого нашего продукта и мероприятия.

В команде learn2learn люди из трех сфер деятельности — образования, бизнеса и искусства.

Сторону образования и бизнеса представляют наши партнеры и клиенты. Это HR-специалисты с новаторским взглядом и инновационные лидеры компаний. Они создают запрос на нашу деятельность и вступают с нами в со-авторство и со-творчество, делят с нами все риски и ответственность за результат. Вместе же мы и успеху радуемся!

Искусство в проекте представляют профессиональные художники и музыканты, режиссеры и актеры, архитекторы и писатели. Все они — лучшие представители фундаментального российского искусства. Мы очень дорожим этими людьми, к каждому из них обязателен индивидуальный подход. Среди них народные и заслуженные деятели культуры РФ, известные в кругах культурной элиты люди.

Как часто говорит мне моя коллега из HR и участник проекта, «художника легко обидеть». Вот такое понимание мы встречаем. А из него вытекает и полное доверие к нам, сохранять и преумножать которое нам удается благодаря безупречному художественному вкусу нашего арт-директора, Александра Сорокина. Он — эстет и педант в хорошем смысле слова. А я, как руководитель проекта, умею работать с талантами, потому что вообще-то дело это непростое. Так и работает проект learn2learn!

Ваши продукты создаются под определенного клиента или изначально они — плод размышлений и чаяний творческой команды проекта? Начнем с «Бермудского Четырехугольника».

«Бермудский Четырехугольник» («БЧ») — это, пожалуй, единственный самостоятельный плод размышлений и чаяний команды. Проект learn2learn задумывался изначально как абсолютно социальный. История, лежащая в основе «БЧ» и опубликованная на Trainings.ru в 2010 году, реальна. В ней отражен личный опыт ее авторов. Целью «БЧ» как художественной акции было донести до HR-рынка видение сложившейся ситуации в обучении и развитии персонала и тем самым позитивно повлиять на его развитие.

Все остальные наши продукты создаются или адаптируются под определенного клиента. Это обязательное условие. Но никто нам не мешает размышлять и творить на тему полученного запроса. Здесь мы практически не ограничены и можем и должны дать свободу своей фантазии. Чем мы активно и занимаемся! Ведь творческий результат работы команды и является главной ценностью проекта для рынка.

Как сочетаются бизнес и искусство? Это такой маркетинговый ход, чтобы разнообразить тренинговый формат в корпорациях, новая фишка в духе времени?

Это могло бы так быть, если бы изначальной целью создания проекта был бизнес. Но, как я говорила выше, социальная польза для нас была первична, и для ее реализации нам потребовались одновременно и бизнес, и искусство.

Мы верим в то, что в эпоху креативной экономики стирается граница между человеком творческим и человеком экономическим, искусство становится ролевой моделью для бизнеса, а современному менеджеру есть чему поучиться у художника. Это в духе времени и может срабатывать как достойный маркетинговый ход. Однако наша деятельность основывается не на принадлежности к этому сравнению, оно лишь помогает нам делать свое дело.

Искусство для нас — это метод познания мира. Обучение через искусство всегда существовало, ведь любое подлинное искусство обязательно учит, доносит до зрителя истины, на которых держится мир. Мы занимаемся искусством, создаем продукты, которые помимо образовательной имеют художественную ценность как в области содержания, так и в области исполнения. Интерес и уважение к проекту возрастает с каждым этапом развития не только со стороны бизнеса и образования, но и со стороны сферы искусства. Последнее, честно признаюсь, — для нас высшая награда.

Если продолжить разговор об искусстве, то что такое искусство, а в частности современное искусство?

На вопрос, что такое искусство, до меня отвечали многие философы, ученые и художники. Во мнениях они так и не сошлись. И в этом что-то есть. Лично для меня искусство — это истины, по которым человеку можно спокойно ориентироваться. В подлинном искусстве есть ответы на все жизненно важные вопросы. Они универсальны для всех, но умеют подстраиваться индивидуально под уровень развития, жизненный опыт и ситуацию каждого.

Умея «читать» искусство, можно получить более многогранное понимание мира и себя в нем. Слово «подлинное» в разговоре об искусстве является ключевым, особенно, если речь идет о современном искусстве. У кого-то может сложиться мнение, что «современное искусство» является целым новым направлением. Для меня же существует искусство прошлых лет и искусство современников, то есть тех людей, которые живут и творят рядом с нами. Несовременным подлинное искусство быть в принципе не может. Настоящие творцы всегда впереди своего времени. Так называемое «современное искусство», к сожалению, в большинстве случаев не более чем просто коммерческий продукт, «голый король».

Вернемся к вопросу выше. Сегодня очень в духе времени быть креативным, а еще лучше непонятым гением. Существуют известные всем модные выставочные площадки, где с помощью всевозможных СМИ можно сделать абсолютно из любого человека звезду при наличии средств и связей. А закончив курсы «Научись рисовать за 1 день», можно пойти и сделать выставку. К счастью, критерии подлинности существуют.

Художник — это тоже профессия. В искусстве есть две неделимые составляющие: содержание и форма. Подлинно такое содержание, которое человека духовно развивает, поднимает выше, устремляет к совершенствованию. Сегодня же в СМИ мелькают новости о постоянных акциях оскорбления чьих-либо чувств, воспевания самых низменных ценностей через якобы такое «современное искусство». Такое содержание ведет к деградации человечества. Это что угодно, но точно не искусство. Формы могут быть также разные, чтобы донести определенное содержание. Если мы говорим о подлинном искусстве, то исполнение не менее важно. Оно должно быть высокохудожественно и профессионально по технике. Когда участники наших программ спрашивают про Кандинского, который много экспериментировал с формой, мы приводим аргумент о том, что Кандинский — прекрасный мастер живописи. Не имея профессиональной базы, нельзя претендовать на искусство. Ведь не подойдет же вам стоматолог, который «научился лечить зубы за один день» и решил поэкспериментировать?

Прошло четыре года жизни проекта, с одной стороны очень маленького, но с другой, уже «широко известного в узких кругах»? В жестких экономических реалиях, когда малый бизнес очень неустойчив, четыре года — это уже серьезно. Что помогает вам не просто выживать, но и развиваться?

То, чему мы учим в наших программах. Это наше KNOW HOW. Я уверена, что секрет преуспевания как маленькой, так и большой организации в 21 веке заключается в единстве «физики», «лирики» и «экономики». Мы разбираемся в обучении взрослых как в науке, мы практикуем творческий подход к работе (создаем свои авторские вещи, мы ничего не копируем) и являемся одновременно предпринимателями.

Ты работаешь на рынке T&D в различных качествах более десяти лет. Как он изменился? Как изменились потребности заказчиков?

Я являюсь представителем второго поколения российской T&D отрасли —2000-х годов. Когда я пришла в профессию, рынок представлял из себя за редким исключением довольно большое количество одинаковых тренинговых компаний с одинаковыми тренинговыми продуктами под одинаковые тренинговые потребности. Лидерами рынка были одинаковые тренеры — представители первого поколения отрасли — 1990-х годов. Основная их функция была в копировании и более дешевом тиражировании опыта западных компаний, которые с радостью обнаружили новые возможности в России и привезли к нам свои первые тренинговые программы.

Среди первопроходцев в тренинге впрочем были незаурядные личности, у которых был свой российский путь и авторский подход. У них фактически мы все и учились. Сегодня многое изменилось. Авторские вещи по-прежнему ценятся. А вот одинаковыми тренингами больше никого не удивить. Их «чтение под слайды» больше не удовлетворяет опытного Заказчика, имеющего собственный штат T&D экспертов и тренеров высокого уровня. Корпоративные университеты, созданные на базе многих компаний, способны делать программы по многим массовым направлениям на порядок выше, чем то, что могут предложить извне. Ну и прекрасная новость для нас всех — среди T&D специалистов, моих коллег, большое количество творческих самобытных талантливых людей, способных без оглядки на Запад и чужой устаревший опыт, придумывать свое, создавать новое, развивать российский и даже мировой рынок. Вместе мы — сила!

Можно ли сказать, что за последние несколько лет в связи с экономическими и культурными переменами произошло изменение в восприятии понятия карьера и корпоративная культура? Каков среднестатистический сотрудник, если конечно такой существует? Какие у него цели и потребности?

В начале 2014 года компания Deloitte провела исследование, где выясняла потребности будущих лидеров поколения Y по всему миру. Результаты показали, что 70% респондентов видят себя предпринимателями. Для меня это самая важная информация. Мыслить как предприниматель — это компетенция инновационного лидера. Если стратегия даже очень крупных компаний будет в создании предпринимательской культуры внутри, то большинство среднестатистических сотрудников захотят строить свою карьеру в этих условиях. Как предприниматель по натуре, я могу предположить, что важно для таких людей — возможность быть вкладом и принимать самостоятельные решения, стремление к командным экстраординарным результатам, ощущение, что невозможное возможно, реализация творческого потенциала, желание лететь и самому отвечать за свое развитие! Среднестатистический сотрудник уже осознал, что ему нужна самореализация. И запрос такого сотрудника к работодателю состоит в создании соответствующей среды. Ориентиром может быть замечательная концепция самообучающейся организации. Опять же, если не понимать ее буквально, то это вполне реалистичная цель для T&D специалистов.

Что ждет learn2learn впереди?

Светлое будущее, что же еще!

Интервью провела Анастасия Фрейдман.

Добавить комментарий