19 сентября Юлия Пшеницина, автор и директор проекта learn2learn, выступила в качестве спикера на конференции EduTech СберУниверситета «Обучение как приключение: нестандартные образовательные форматы». По итогам конференции коллеги написали статью для журнала EduTech. Ниже коротко о материале, а полную версию можно скачать здесь:
Коротко о материале
- Искусство как метод обучения эффективно решает проблему скуки и низкой вовлечённости на программах, побуждая сотрудников к саморазвитию через эмоциональные и художественные переживания.
- Learning sur-rounds (образовательные художественные пространства) — это инновационный формат обучения, основанный на иммерсивном погружении в художественное пространство с визуальными, аудиальными и тактильными элементами для создания глубокого личного опыта.
- Искусство формирует эмоциональный отклик, что помогает осмыслить текущую деятельность, мотивировать к адаптации и развивать воображение, необходимое для работы в условиях изменений.
- Эффективность обучения измеряется немедленными реакциями, долгосрочными изменениями в восприятии и готовностью участников рекомендовать метод другим сотрудникам.
- Learning sur-rounds (образовательные художественные пространства) стимулирует трансформацию восприятия, возвращая интерес к обучению через эмоциональное вовлечение, что делает его особенно ценным инструментом для предотвращения профессионального выгорания.
Сегодня в бизнес-обучении сформировался устойчивый запрос не только на эффективность, но и на горящие глаза, искреннее любопытство. В решении этой нетривиальной задачи бизнесу на помощь приходит искусство, способное зажечь в сотрудниках подлинный интерес к саморазвитию.
Традиционный формат корпоративного тренинга испытывает некоторые проблемы:
- Ограниченная эффективность. Представление, что за несколько дней можно сформировать полезный навык, — лишь миф. Навык формируется в ходе осмысленной реальной деятельности, а не через изучение готовых выводов. Чтобы добиться реальных изменений в поведении на работе и в жизни, нужны эмоции. Именно они включат желание учиться.
- Рамочность, шаблонность. Традиционный тренинг наследует принципы классно-урочной системы: собирает группу в одном помещении и учит ее тому, «как надо». А запрос современной эпохи — выход за рамки.
Может ли искусство учить?
Ведущий отечественный психолог А. Н. Леонтьев в книге «Деятельность. Сознание. Личность» писал о смыслообразующей функции эмоций. Аффективные сигналы, то есть эмоции, ставят перед нами задачу на личностный смысл. В то время как наука знакомит нас со значениями, искусство обеспечивает контакт с эмоциями и запускает поиск личностного смысла.
«Даже в самых примитивных биологических устройствах, например в вирусах, в клетках, есть так называемая образно-распознающая система. Образно-распознающая система позволяет определить своего и чужого, воспринять идеальный образ и создать иерархию по отношению к идеальному образу от лидера до аутсайдера, делать выбор партнеров — самца или самку, — максимально соответствующих идеальному образу. Культура обогащает образно-распознающую систему множеством образных оппозиций, архетипов и контрархетипов», — из книги «Великое культурное одичание» Владимира Дашкевича, советского композитора.
Без образа не донести нужных сообщений. Поиск хорошего, гармоничного образа позволяет использовать искусство как метод познания и обучения. Вам знакомо ощущение мурашек на коже, когда вы соприкасаетесь с сильным образом? Это означает, что образ начал работать.
Без мурашек человек, занимающий большую должность, который многое видел и много знает, не получит от образа убедительности, ничего нового не узнает.
«Сначала мы глубоко чувствуем, а потом — глубоко думаем». Искусство сегодня — идеальный инструмент для проведения осязаемых изменений в организации. Как метод обучения искусство обладает такими характеристиками:
- Экономично по временным и материальным затратам. Искусство как язык образов и символов экономично и позволяет за полчаса донести нужный смысл.
- Эффективно в долгосрочной перспективе. Искусство вызывает эмоции, а потому оставляет впечатление надолго.
- Нацелено на развитие умения адаптироваться к изменениям, а не на изучение правил. Искусство развивает интуицию и воображение, помогает осознавать настоящее, анализировать прошлое и делать прогнозы на будущее.
- Индивидуально и добровольно. Искусство передает сотрудникам ответственность за свое обучение и успехи. Художественный опыт ставит вопросы и мотивирует участника к совместному творчеству.
Продолжайте читать на сайте Сайте СберУниверситета >>
