Развитие лидерских компетенций через искусство

Сорокина (Пшеницина) Ю.В., Афонина М.А., Теркина А.В., журнал «Педагогика искусства», №3, 2022

Аннотация. Статья подготовлена по результатам реализации разработанных
авторами образовательных мероприятий проекта «learn2learn» в мастерской управления «Сенеж» для победителей конкурсов президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Введение. В рамках нашей исследовательской работы по проблеме внедрения в образование инновационных форм организации занятий для взрослых, в 2021 году нами были разработаны и апробированы образовательные мероприятия по направлению – обучение через искусство, которые были организованы и проведены в рамках образовательной программы «Театр компетенций: таланты и команда (Сенеж как место силы)» на базе мастерской управления «Сенеж» АНО «Россия – страна возможностей». На данную программу были приглашены участники из разных регионов Российской Федерации.

Целевой аудиторией для образовательной программы стали финалисты и победители конкурсов платформы «Россия – страна возможностей», главным образом, конкурса «Лидеры России». Участниками этих конкурсов являются служащие государственной службы, руководители, представляющие коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели. То есть, это профессиональные опытные управленцы, имеющие богатый опыт обучения в области менеджмента, в том числе в российских и международных бизнес школах, но, которые (помимо всего прочего), много внимания уделяют постоянному саморазвитию и самообразованию.

Для реализации проекта была создана рабочая группа под руководством проректора по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» – М.А.Афониной, автором концепции образовательной программы «Театр компетенций», в которой составной частью является модуль «Таланты и команда (Сенеж как место силы)». Была поставлена задача разработать программу по формированию команд с опорой на культуру России. Руководителем и методологом программы модуля «Театр компетенций: «Таланты и команда (Сенеж как место силы)» – А.В.Теркиной, было проведено исследование трендов в формировании современных команд и сформулированы ключевые принципы команды, которые легли в основу проекта и программы: многообразие и инклюзия; умение работать с непохожими людьми; дивергентность и открытость новому; доверие и умение слышать другого, воспринимать другой образ мыслей; вдохновляющее лидерство.

Исходя из этого, перед рабочей группой стояла следующая цель: сформировать у участников ценностные ориентиры и навыки в области взаимодействия команд, состоящих из непохожих людей, для получения оригинальных инновационных результатов работы этих команд, раскрыв индивидуальный творческий потенциал каждого. Важным условием была опора на культуру и традиции России.

А.В.Теркиной было предложено использовать метафорический подход в обучении и реализовать поставленную цель через воссоздание учебно-экспериментальной лаборатории «Сенеж», которая функционировала в советское время недалеко от Мастерской управления «Сенеж». Согласно представленной А.В.Теркиной архитектурой (структурой) программы каждый день программы был посвящен определенным принципам команды в корреляции с деятельностью учебно-экспериментальной лаборатории. В программе были использованы техники документального и инклюзивного театра; встроены различные мастер-классы по художественно-изобразительным, архитектурным видам искусств; специально для программы был снят художественный фильм и создано образовательное художественное пространство – «Шкатулка». В данной статье мы подробнее рассмотрим часть программы, которую реализовывал проект «lean2learn».

Исследовательский проект. Для реализации цели программы «Театр компетенций: таланты и команда (Сенеж как место силы)» образовательным инновационным проектом под названием «learn2learn», существующим с 2010 года, автором которого является Ю.В.Сорокина (Пшеницина), были предложены следующие форматы:

1) Создание короткометражного образовательного художественного фильма.

2) Разработка и обеспечение работы образовательного художественного пространства (learning surrounds[1]), направленной на формирование у участников ценностных ориентиров, необходимых для достижения образовательной цели.

3). Проведение творческих образовательных мастерских проекта learn2learn(Art&Business Workshops[2]): а) «Команда как художественная форма» и б) «Архитектура и музыка лидерства 21 века».

Также авторами статьи было проведено историко-культурное исследование местности, на которой располагается кампус мастерской управления «Сенеж». Следует сказать, что «вмещающий ландшафт» данной местности располагал к творчеству.

Кампус располагается на берегу озера Сенеж в подмосковном городе Солнечногорске. Как сказали нам сотрудники краеведческого музея Солнечногорска, Солнечногорск называют городом трех дорог, так как через него проходили: 1) первая в России дорога – из Санкт-Петербурга в Москву, 2) железная дорога, 3) водный канал. Во время Великой Отечественной Войны в 1941 году город был захвачен, и его жители сильно пострадали. Благодаря совместным усилиям дивизий советских войск город был освобожден. Эти места вдохновляли выдающихся личностей. В свое время здесь располагались Всесоюзный дом творчества Союза художников СССР и учебно-экспериментальная лаборатория художников, дизайнеров и архитекторов «Сенеж». Следует сказать, что из-за привлекательности природного ландшафта в этом месте в разные годы здесь бывали М.Лермонтов, И.Левитан, Д.Менделеев, П.Столыпин, В.Брюсов, А.Блок, В.Мухина, С.Коненков, Е.Розенблюм и др.

В ходе исследования авторами статьи была проанализирована деятельность учебно-экспериментальной лаборатории «Сенеж», которая работала под руководством Е.Розенблюма и была очень инновационной для своего времени. Благодаря студии в России постепенно формировалась профессия дизайнера, возникали новые направления контекстного и экологического дизайна. Студия «Сенеж» одна из первых в мире занималась благоустройством общественных городских пространств. Кроме сказанного, деятельность студии тесно связана с работами известного философа 20 века, методолога Г.П.Щедровицкого. В студии была создана невероятная атмосфера творчества, которая притягивала деятелей из разных сфер искусства и науки. Среди которых были философы, поэты, ученые, скульпторы, инженеры, художники, музыканты. Таким образом, студия стала местом для совместного творчества непохожих людей, которые благодаря открытости новому и дивергентному мышлению достигли интересных результатов.

Все это мы постарались учесть при разработке сценария короткометражного образовательного художественного фильма, получившего название «Солнечный день», и концепции образовательного художественного пространства (learning surrounds), получившего название «Шкатулка». Мы также учитывали данные историко-культурного исследования и активно обращались к опыту учебно-экспериментальной лаборатории.

Следует сказать, что изучая историю и втягиваясь в данную программу, мы пришли к выводу, что участники лаборатории почти 30 лет (1960-1990 гг.) искали образовательные форматы, которые мы нашли в рамках деятельности проекта learn2learn (с 2010 г.). Поэтому дополнительной задачей было соединить опыт ХХ и ХХI веков в рамках наших образовательных творческих мастерских, которые всегда должны быть построены на взаимодействии непохожих людей из разных профессий (сфер искусства, науки и бизнеса). В рамках мастерских нам удалось соединить «физику», «лирику» и «экономику», что, на наш взгляд, и позволяет в ходе эффективной командной работы участников достигать оригинальных инновационных результатов работы, раскрывая индивидуальный творческий потенциал каждого.

Также важно добавить, что нам было необходимо опираться на культуру и традиции России, на российский подход к лидерству, на гуманистические ценности. Сверхзадачей проекта было – искренне донести смыслы ценности «патриотизм». Именно на это нами был сделан акцент при  создании фильма «Солнечный день» и пространства «Шкатулка».

Инициация самореализации и лидерского потенциала человека возможна только в сообществе и его едином культурном пространстве, среда является развивающим полем для лидера, критерием демаркации «свой-чужой» на всех уровнях культурообразующих смыслов. Ею может выступать корпоративная культура, единство языка и культурных кодов, общность истории, проживание патриотического отношения к Родине. Еще на одной программе Мастерской управления «Сенеж» – «Женщина-лидер» практикуется создание управленческих команд и сообществ, продолжающих свое существование и после завершения программы, когда социально-культурный базис участниц становится основой для реализации социальных и гуманитарных командных проектов развития. Мотивацией к успешной реализации таких проектов становится не только ожидаемая результативность, но и «принадлежность» (буквально по Маслоу) к команде, сообществу, разделяющему единую культурно-ценностную парадигму. Реализуя «Театр компетенций. Таланты и команда: «Сенеж как место силы», был интересно пронаблюдать генезис лидерского микро-сообщества через трансляцию и присвоение общности пространства и кода в ходе реализации образовательной программы.

Пилотная реализация программы «Театр компетенций: таланты и команда («Сенеж как место силы») состоялась 14-16 сентября 2021 года в кампусе мастерской управления «Сенеж». Вся образовательная программа начиналась для участников с просмотра короткометражного художественного фильма «Солнечный день». Просмотром этого же фильма и завершалась программа для участников. Для нас – разработчиков и заказчиков было интересно то, как и каким образом по-разному участники просматривали фильм в начале и в конце образовательной траектории. В течение трех дней работы по нашей программе участники посещали образовательное художественное пространство «Шкатулка» (не менее одного посещения за три дня). Следует уточнить, что «Шкатулка» была создана таким образом, что выступала одновременно ценностно-смысловым ключом к программе и вместе с тем метафорическим языком раскрывала путь героя, который предстояло пройти каждому участнику программы.

Как упоминалось ранее, архитектура программы (структура) предполагала, что каждый день был посвящен проработке определенных принципов, связанных с формированием современной команды.

Первый день был посвящен теме многообразия и инклюзии (умение работать с непохожими людьми, умение слышать другого, воспринимать другой образ мыслей).

Во второй день раскрывалась тема доверия, открытости новому и дивергентному и творческому мышлению.

Вдохновляющее лидерство стало темой третьего дня. Участники учились управлять командами талантливых людей и получать нестандартные результаты.

Образовательные творческие мастерские проекта learn2learn проходили на протяжении второго и третьего дня.

Во второй день мы провели мастерскую «Команда как художественная форма» (Fine Arts & Business Workshop). Мастерская состояла из трех этапов:

1 этап: введение в тему обучения, знакомство с историей возникновения направления «обучение через искусство в бизнес образовании» в России (ключевая роль проекта learn2learn в создании и развитии данного направления в нашей стране и в мире), знакомство с авторским содержанием проекта learn2learn в области управления командами и раскрытия творческого потенциала людей нетворческих профессий.

2 этап: мастер-класс по технике масляной живописи, создание эскизов картин и написание девяти картин маслом на холстах в девяти мини-группах  под руководством профессиональных художников.

3 этап: вернисаж картин, презентации картин мини-группами, рефлексия участников.

Архитектурно-музыкальная мастерская «Архитектура и музыка лидерства 21 века» (Arch & Business Workshop) проводилась в конце третьего дня программы также в 3 этапа:

1 этап: введение в тему лидерства через погружение в искусство архитектуры и музыки, знакомство с авторским содержанием проекта learn2learn в области лидерства.

2 этап: мастер-класс по архитектурному макетированию, разработка эскизов и создание архитектурного макета города в пяти мини-группах, раскрытие принципов командной работы.

3 этап: презентации мини-групп, рефлексия.

Заключение. В трехдневной программе приняли участие 50 человек. По итогам реализации образовательных мероприятий на базе мастерской управления «Сенеж» нам удалось собрать обратную связь как со стороны организаторов, так и со стороны самих участников, и мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, мы успешно достигли поставленной цели сформировать ценностные ориентиры и навыки в области взаимодействия команд из непохожих людей для получения оригинальных инновационных результатов работы, раскрыв индивидуальный творческий потенциал каждого и опираясь на культуру и традиции России.

Во-вторых, мы в каком-то смысле предугадали политические события 2022 года и создали образовательные продукты с художественной ценностью, направленной на патриотическое воспитание молодежи и не только по всей стране, а может и не только в РФ. Фильм «Солнечный день» и образовательное художественное пространство (learning surrounds) «Шкатулка» в настоящий момент жизни России приобрели еще большую актуальность и могли бы не только поддержать лидеров РФ, но и многому научить талантливую молодежь, которая является одной из важнейших частей общества, за которыми будущее. Эти два продукта формируют положительный образ России и россиян.

В-третьих, еще один эксперимент подтвердил, что обучение через искусство в бизнес-образовании, направление, которое зародилось и появилось в нашей стране в 2010 году вместе с появлением проекта learn2learn, эффективнее, экономичнее многих стандартных методов обучения (через логику).

Описанный опыт разработки и реализации образовательных мероприятий проекта learn2learn в мастерской управления «Сенеж» для победителей конкурсов президентской платформы «Россия – страна возможностей» планируется и далее применять для похожих целей на той же площадке, что является подтверждением выводов, приведенных выше.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Асс Е., Боков А., Прокопенко И. Сенежская студия. Евгений Розенблюм. 1964–1991. М.: Издательство: TATLIN, 2019. 288 с.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства. Издательство: Азбука, Серия Азбука-Классика. 2021. 448 с.
  3. Додонов Б. И. Эмоции как ценность // Общественные науки, 1979. № 4. С. 132–136.
  4. Ленсиони П. Пять пороков команды. Притчи о лидерстве; пер. с англ. И.Э. Коротенко. 2 изд. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 192 с. (Бизнес-роман).
  5. Леонтьев Д. А. Жизненный мир человека и проблема ценностей // Психологический журнал, 1992. № 2. С. 13.
  6. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992. 120 с.
  7. Савенкова Л. Г., Сорокина (Пшеницина) Ю. В. Развивающая художественная среда и ее влияние на профессиональную деятельность человека // Педагогика искусства. 2019. № 3. С. 124–131.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208 (дата обращения 18.04.2022).
  9. Хеннеси Дж. Принципы лидера. Уроки моей жизни М.: Манн, Иванов и Фербер. 2019. 240 с.
  10. Чернышов А. Г. Цифроваизация и технологизация общественной жизни как социально-политическая проблема: сохранение идентичности и роль государства в условиях развития глобальных сетей // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 40. С 319–328.
  11.  Marshall J. Transforming education through art-centred integrated learning [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/268884343_Transforming_education_through_artcentred_integrated_learning (дата обращения 16.04.2022).
  12.  Eisner E. W. What Can Education Learn from the Arts About the Practice of Education? [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/234658023_What_Can_Education_Learn_from_the_Arts_About_the_Practice_of_Education (дата обращения 22.04.2022).

[1] learning surrounds (образовательные художественные пространства) – формат образования, разработанный Юлией Сорокиной (Пшенициной) в 2010 году и апробированный на базе множества организаций с 2010 по 2022 в рамках российского проекта learn2learn.

[2] Art&Business Workshops (образовательные творческие мастерские) – формат образования,  разработанный Юлией Сорокиной (Пшенициной) в 2010 году и апробированный на базе множества организаций с 2010 по 2022 в рамках российского проекта learn2learn.

 

Читать в РИНЦ >>

Читать на сайте журнала «Педагогика искусства» >>