Развивающая художественная среда и ее влияние на профессиональную деятельность человека

Савенкова Л.Г., Сорокина (Пшеницина) Ю. В., журнал «Педагогика искусства», №3, 2019.

АННОТАЦИЯ: Предлагаемое в статье направление раскрывает неожиданный, оригинальный подход к активизации любой профессиональной деятельности человека благодаря грамотному воздействию художественной среды. В тексте выделены базовые составляющие образовательного художественного пространства. Как показали исследования, это играет серьезную роль в формировании у взрослого человека оригинального личного мировосприятия, в том числе, переосмысление взгляда на жизнь и профессиональную деятельность. Разработанные и описанные в статье программы были апробированы в качестве инструментов корпоративного обучения и развития в целом ряде организаций, в том числе крупных холдингах, коммерческих и государственных, российских и международных.

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания

омер для публикаций: 27.7452.2017/8.9).

В статье сделана попытка выделить базовые составляющие художественного образовательного пространства, играющие решающее значение в формировании у человека оригинального личного мировосприятия. Об этом очень убедительно сказал в свое время ученый-педагог Б.П. Юсов: «Искусство и все другие виды деятельности не дополнительны по своей роли в жизни человека, а симультанно по своему действию на человека в целом», «средствами искусства можно не просто компенсировать некоторые искажения в умственной или эмоциональной сфере человека, возникающие в ходе познания и других видов деятельности. Искусство способно целенаправленно и планомерно воздействовать на формирование человека, влияя тем самым и на перестройку других видов деятельности» [18, 18].

Как показывают результаты исследований, проводимые Ю.В. Сорокиной (Пшенициной), это имеет значение в переосмыслении и выстраивании нового взгляда не только на жизнь, но и профессиональную деятельность взрослого человека. Подтверждением сказанного являются слова А.Н. Радищева: «воздействуя на человека, среда включает в себя не только природные явления, но и явления общественные» [17, с.185]. И суждения Дж. Дьюи, о том, что обучение, это «открытие, творчество, реальное постоянное воплощение чего-то нового. Ребенок учится на основе творческого мышления, при этом каждая решенная им задача является творческим актом открытия…, а изменения в ребенке происходят вследствие изменений в окружающей среде, а не в результате просьб, требований, внушений» [3, с. 85]. Проблемам моделирования образовательной среды, изучением комплекса ее развивающих возможностей, как интегративного критерия качества обучения, серьезное внимание уделяет В.А. Ясвин, но особенности художественной образовательной составляющей среды остаются вне зоны его внимания [19].

Результаты исследования Ю.В. Сорокиной (Пшеницыной), И.Э. Кашековой, Мануйлова Ю.С., подтверждают, что специально созданная художественная среда способна изменить взгляды и взрослого человека [5, 9 и др.]. Особенно в том случае, если в качестве базового стержня в развитии творчества взять такую психическую способность человека, как воображение, которое наиболее активно проявляется под воздействием искусства. Именно воображение и фантазия, играют важную роль в творчестве не только ребенка, но и взрослого, позволяют развивать способность человека адаптироваться к предлагаемым обстоятельствам, находить выход из нестандартных ситуаций оригинальными решениями. Исследования Института художественного образования и культурологии РАО доказывают, что это возможно при активизации художественного мышления человека, когда он погружается в специально организованное пространство, а его способности видеть, слышать, чувствовать, мыслить направлены на свое мироощущение, на собственную жизнь и культурную деятельность [15]. Факт культуры в данном случае выделен неслучайно, так как особенности восприятия, творческой деятельности, общения и культуры мышления сотрудника современной организации имеют принципиальное значение для руководителей, которые заинтересованы в активных, всесторонне развитых, уверенных и мотивированных людях.

Поэтому задача данного исследования связана с созданием такого художественного пространства, которое (при особых условиях) оказывало бы влияние на развитие эмоционально-чувственной сферы находящегося в нем человека и максимальное раскрытие в нем в комплексе заложенных природой задатков. Это связано с тем, что «все знания, которое человек получает об окружающей действительности, доходят до него через органы чувств, опираются на те образы, которые возникают у него благодаря зрению, слуху или осязанию» [11]. Данный подход основывается на представлениях о потенциальных возможностях искусства.

Вторая причина такого погружения в профессию, связана с повышением культурного уровня сотрудников. Как показала практика данного исследования – это является одной из причин обращения руководителей современных корпораций к новым технологиям, в основе которых лежит искусство.  Важность этого подтверждается и тем, что стержнем любой деятельности являются, как сказал С.М. Соловьев, три сферы жизни человека: творчество, знания, практическая деятельность [12]. Прообраз такого пути предложил еще в 20-е гг. ХХ века Н.К. Рерих [10], создав «Мастер-Институт соединенных искусств».  Об этом же писали создатели «эстетического комплекса» П.П. Блонский и А.В. Бакушинский, автор учения о синтезе искусств П.А. Флоренский и исследователь теории синкретизма детского художественного творчества Л.С. Выготский.

Поэтому создание художественного пространства, основанного на взаимодействии искусств, не было случайным, оно подтверждается и целым рядом современных исследований в области интегрированного и предметно-пространственного подходов к обучению (Б.П. Юсoв, Л.Г. Савенкова, Е.П. Кабкова, Н.П. Шишлянникова, О.В. Стукалова) [13 и др.], как условие стимулирования у человека его психических процессов: воображения, восприятия, мышления, интуиции, эмпатии – ведущих способностей человека. В исследованиях названных ученых способность человека к творческой деятельности невозможно сформировать только через навык, умение и понимание, но вполне возможно его развить через непосредственную включенность человека в процесс этой деятельности и образовательной среде, где единовременно присутствуют разные искусства: изобразительное, музыка, художественное слово, объединенные  определенным смысловым образом.

Такую среду вполне возможно рассматривать и как образовательную, поскольку она влияет на формирование у находящегося в ней человека новых ощущений, на работу образного мышления, на свое отношение к происходящему и, вполне возможно, раскрывает в нем глубинные пласты мировосприятия, осознание смысла своего существования в жизни и деятельности. Сказанное нашло подтверждение у А.Н. Леонтьева, «окружающая среда вызывает к жизни или подавляет, упражняет или тормозит созревание механизмов …поведения человека». [7, с. 109−124]. Созвучная мысль есть у Д.И. Фельдштейна: «среда выполняет роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы» [14, с. 23]. Под художественной средой подразумевается, искусственно созданное предметно-пространственное окружение, обладающее особым влиянием на находящегося в ней человека благодаря смысловому взаимодействию искусства [15], что может стать причиной изменения представлений человека о своей деятельности и стимулировать ее успешность. Для получения объективной результативности этого процесса был разработан специальный диагностический инструментарий.

Следующая важная часть современной корпоративной культуры – взаимодействие между людьми, главным из которых является естественный язык, который по Б.Г. Ананьеву, взаимодействует с «неязыковыми средствами общения, в том числе, с экспрессивными реакциями поведения…, семантикой поведения, т.е. смыслами и значениями поступков людей в определенных обстоятельствах» [1, с. 5]. Так, А.Р. Лурия [8, с. 3] указывает, что принято различать три ее главные разновидности, имеющие специфическую природу, — это устное слово, где различают его восприятие на слух (рецептивная «импрессивная речь») и его воспроизведение (повторная «экспрессивная речь»), а также письмо и чтение. Следуя общему методологическому принципу, речь осваивается только в общении с людьми, говорящими на данном языке. Процесс познания, по Г.И. Челпанову, «дается нам при помощи органов чувств. … наши чувства, мысли, желания, волевые решения, которые воспринять мы не можем только при помощи глаз, уха и прочего … Для познания его необходимо самонаблюдение, «внутреннее зрение»» [16, с. 85].

Конечно, отдельный вид искусства влияет на чувства человека, на воображение, на волю и мысли, но это связано лишь с одной сферой чувств. Поэтому важной стороной является проблема взаимодействия искусств: она становится стержнем для активизации различных форм мышления одновременно. Так П.Ф. Каптерев [4] выделял необходимость развития таких сфер, как: «зрительный ум», «слуховой ум», «двигательный ум». А Б.П. Юсов раскрыл несколько способов выражения человека в творчестве: действиями, через чувства, понятиями (словами), образами и символами [18]. Отдельно нужно выделить познавательную функцию искусства. «Я твердо убежден, – писал Р. Арнхейм, – что одна из основных функций искусства – познавательная… Все знание, которое мы получаем об окружающей действительности, доходит до нас через органы чувств, по тем образам, которые возникают у нас благодаря зрению, слуху или осязанию…» [2, с. 352].

Инновационный формат организационного обучения и развития через искусство под названием «learning sur-rounds» (обучающее художественное пространство), разработанный Ю.В. Сорокиной (Пшенициной), уже прошел достаточно серьезную апробацию, которую можно представить следующим образом. В сочетании с оригинальным содержанием эффективно решается, как показали результаты, и задачи развития культуры организации, и индивидуальные образовательные задачи сотрудника, лежащие в зоне его ближайшего развития.

Были разработаны специальные образовательные программы: 1) «Бермудский четырехугольник» (тема «Самообучающаяся организация 1», 2010 г.); 2) «Желание лететь» (тема «Самообучающаяся организация 2», 2011 г.); 3) «Новогодняя сказка» (тема «Умение учиться», 2012 г.); 4) «Пинакотека» (тема «Лидерство», 2013 г.); 5) «Alla Prima» (тема «Клиентоориентированность», 2013 г.), 6) «Фермата» (тема «Ответственность», 2019 г.). Данные программы были апробированы в качестве инструментов корпоративного обучения и развития в целом ряде организаций, в том числе крупных холдингах, коммерческих и государственных, российских и международных.

Формат обучения по ним представляет собой условия, мотивирующие обучающихся (сотрудников) к осознанию собственной ответственности, инициативности и творческому освоению образовательного материала в процессе познавательной деятельности. В данном процессе важную роль играет эмоционально-личностный аспект. Возникающие при этом эмоции активизируют человека, побуждают, инициируют его на совершение деятельности. Обучение происходит через формирование многостороннего художественно-смыслового образа.  С позиций сотрудника (участника обучения), посещение learning sur-rounds выглядит как визит в музей с аудиогидом. Объект (образовательное пространство) монтируется в офисе в закрытом помещении на несколько дней. Сотрудники заранее регистрируются на определенный сеанс (120 человек в день). На входе каждый получает медиаплейер c записью аудиотрека. Прослушивание аудиотрека занимает 30 минут. За это время сотрудник проходит определенный маршрут в пространстве. Текст и музыка, которые обучающийся слышит, совпадают с визуальными составляющими. Эстетика художественных элементов объекта гармонично дополняет возникающий аудио образ.

Высокая эффективность такого формата обеспечивает: эмоциональную вовлеченность участников; работу образного мышления; повышение осознанности в рамках заданной темы, возможность переосмысления себя в условиях ограниченного времени; возможность охвата большого количества людей; экологичность; экономичность (сотрудник тратит 30 минут времени, в день проходит 120 человек); естественность процессов обучения и развития (неформальное обучение).

Обучение активизирует у обучающихся желание учиться и готовность к изменениям. Содержание объектов составлено таким образом, чтобы они   повышали общий культурный уровень участников через включение творческого сознания. Разработка learning sur-rounds (образовательных художественных пространств) по разным темам («Самообучающаяся организация», «Умение учиться», «Лидерство», «Клиентоориентированность», «Ответственность»), значимым для организаций в целях повышения их эффективности, происходит по одной и той же модели. Есть конкретные «пункты А» (та парадигма, которая есть у большинства людей в организациях, те установки, которые им мешают самим в их профессиональной деятельности) и «пункты Б» (та парадигма, которая нужна людям для повышения их личной эффективности на рабочем месте и достижения более высоких результатов в карьере, а также нужна и организациям для реализации своих стратегий). Learning sur-rounds дают возможность осуществить «сдвиг парадигмы из пункта А в пункт Б», изменить отношение сотрудников к раскрываемой теме, вдохновить их и через вдохновение запустить процесс саморазвития. В качестве конкретного примера приведем структуру «Пинакотеки» (развитие культуры лидерства).

Пункт А

Пункт Б                                     

Менеджер/Сотрудник

Администрирование (системы и структуры)

Вторичность (имитация)

HR специалист ответственен за обучение и развитие меня и моих сотрудников

Позиция жертвы

Внешние источники вдохновения

Позиция потребителя ресурсов компании

Контроль

Краткосрочный взгляд

Делать вещи правильно

Логическое мышление

Лидер

Создание эффективных команд (люди)

Оригинальность (создание нового)

Я ответственен за обучение и развитие себя и моих сотрудников

Позиция автора

Внутренние источники вдохновения

Позиция «творца», создающего вклад

Доверие

Долгосрочная перспектива

Делать правильные вещи

Логическое + Образное мышление

Возможность включения в процесс обучения художественного пространства дает возможность участникам:

  • осознать свой лидерский потенциал, свои сильные стороны и зоны развития;
  • расширить компетенции современного сотрудника (управление собой, людьми и бизнесом в постоянно меняющихся условиях);
  • понять выгоды авторской позиции на рабочем месте вне зависимости от уровня должности;
  • почувствовать разницу последствий своей работы с позиций «жертвы» и «автора»;
  • сделать осознанный выбор в сторону лидерства, основанного на современном представлении;
  • получить ресурс, вдохновение и инструменты для непрерывного профессионального роста внутри компании;
  • развить предпринимательский дух и раскрыть творческий потенциал.

Образовательное содержание пространства основано на теории и практике организационного развития инновационных компаний. Для того чтобы сегодня лидировать, каждый сотрудник должен быть и предпринимателем, и «творцом» (создавать полезный и уникальный продукт своей деятельности), иметь авторскую позицию «Если не я, то кто?» и делать свою работу максимально хорошо и вдохновенно (быть «вкладом» для компании!) вне зависимости от должности, легко адаптироваться к изменениям условий нарастающих скоростей и неопределенности. Лидерство – это выбор, отношение, жизненная позиция каждого человека. Это большая ответственность! Современный сотрудник, как правило, избегает ответственности в силу сложившихся установок [6].

Дизайн пространства создается исходя из авторской концепции: пространство делится на три смысловые зоны: «вступление», «основная часть» и «заключение». Каждый участник получает мужскую или женскую версии аудиотреков (на русском или английском языках) с записью образовательно-художественного текста (голоса актеров с музыкой), а также карту со схемой пространства для ориентирования внутри.

Вступление. Герои оказываются в мастерской художника, где с помощью специального текста им предлагается поразмышлять о связи искусства и современного мира бизнеса.

Основная часть. Основная часть – музей, закрытое пространство 30 кв м., в центре которого находится зона (геометрические фигуры), где зритель может присесть, чтобы созерцать картины на стенах. Четыре стены пространства образуют четыре эпохи в истории человечества (четыре зала в музее): Искусство Древнего мира, Искусство Возрождения, Искусство XX века, Искусство современников.

В экспозиции АРТ-пространства используются: копия фрагмента наскальной живописи пещеры Альтамира (Испания); копия иллюстрации к книге Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» (1490 – 1492); копия картины П. Пикассо «Девочка на шаре» (1905); картина «Сити. Ночь» А.Е. Сорокина (2013). Данные произведения выбраны не случайно. Образовательно-художественный текст, написанный Ю.В. Сорокиной (Пшенициной), который слушают участники через медиаплееры, несет основную смысловую нагрузку. Визуальная часть пространства выполняет роль иллюстрации текста. В ходе истории герои продвигаются из пункта А к пункту Б образовательного содержания программы. В заключении героям предлагают вернуться в мастерскую, чтобы решить «быть или не быть» лидером.

Заключение. Представленный образовательный проект Ю.В. Сорокиной (Пшенициной), создан в 2010 году в России на пересечении трех сфер деятельности – образования, бизнеса и искусства. За девять лет совместной работы с различными организациями и корпорациями удалось создать уникальные технологии в сфере развития управленческих кадров. В 2013 году проект получил Премию «Trainings» в номинации «Открытие года» за изобретение формата организационного обучения и развития learning sur-rounds (образовательного художественного пространства).

ЛИТЕРАТУРА

Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев // Избранные психологические труды: В 2 томах, т. 1. – М.: Педагогика, 1980. – С. 16 – 178.

Арнхейм, Р. Новые очерки по психологии искусства [Текст] / Р. Арнхейм. – М.: Прометей, 1994. – 352 с.

Дьюи, Дж., От ребёнка – к миру, от мира – к ребёнку [Текст] / Дж. Дьюи. – М.: Карапуз, 2009. – 352 с.

Каптерев, П.Ф. История русской педагогики [Текст] / П.Ф. Каптерев. – Петроград, 1915. – 746 с.

Кашекова, И.Э. Подготовка педагогического коллектива школы к созданию культуротворческого образовательного пространства на основе использования кросс-культурной технологии «АРТ+» [Электронный ресурс] / И.Э. Кашекова // Мир науки. – 2017. – Том 5. – № 6. – URL: http://mir-nauki.com/PDF/38PDMN617.pdf (дата обращения: 17.09.2019 г.).

Кови, С.Р. 7 навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности [Текст] / С.Р. Кови. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 396 с.

Леонтьев, А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы психологии. – 1998. – № 1. – С. 109 − 124.

Лурия, А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов [Текст] /А.Р. Лурия. – М.: Наука, 1973. – C. 33 – 57.

Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании [Текст] / Ю.С. Мануйлов // Педагогика. – 2000. – №7. – С. 36 − 41.

Рерих, Н.К. Избранное. Достижение, мысли и духовное наследие [Текст] / Н.К. Рерих // МРЗ: Говорящая книга, 2007.  – URL: livelib.ru›author/6376/top-nikolaj-rerih (дата обращения: 25.05.2019 г.).

Савенкова, Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства: монография [Текст] / Л.Г. Савенкова. – М.: МАГМУ – РАНХиГС, 2014. – 160  с.

Соловьев, С.М. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция [Текст] / С.М. Соловьев. – М.: Республика, 1997. – 431 с.

Стукалова, О.В. Педагогические направления обеспечения информационно-коммуникативной безопасности в современной образовательной среде [Текст] / О.В. Стукалова // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 5 (124). – С. 45 – 49.

Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Избранные труды. – М.: Флинта, 1999. – 670 с.

Фомина, Н.Н., Савенкова, Л.Г. (Fomina, N., Savenkova, L.) Object-spatial Approach to Studying Fine Art: Development of Three-dimensional and Spatial Perception among Students // Rupkatha Journal on Interdisciplinary Studies in Humanities. – 2017 – Vol. IX. – No. 2. – DOI: https://dx.doi.org/10.21659/rupkatha.v9n2.29. Full Text: http://rupkatha.com/ V9/n2/v9n229.pdf – PP. 282 – 292. (дата обращения: 18.04.2019 г.).

Челпанов, Г.И. Мозг и душа. Критика материализма и очерк современных учений о душе: Учеб. пособие для вузов [Текст] / Г. И. Челпанов; Рос. акад. образования, Психол. ин-т. — М.: Круг, 1994. – 348 с. (Серия «Философско-психологическая библиотека»).

Шкуринов, П.С. А.Н. Радищев. Философия человека [Текст] / П.С. Шкуринов. – М.: Изд-во МГУ, 1988. – 221 с.

Юсов, Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе [Текст] / Б.П. Юсов. – Известия РАО. – 2001. – № 4. – С. 64 – 73.

Ясвин, В.А. Образовательная среда: От моделирования к проектированию [Текст] / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

Читать в РИНЦ >>

Читать на сайте журнала «Педагогика искусства» >>