Лидер как Художник

Источник: http://www.thepracticeofleadership.net
 Перевод Инны Карачевцевой, 19 апреля 2012 г.

Что мы имеем ввиду, сравнивая лидерство с искусством? Какое влияние подобное сравнение оказывает на теорию и практику лидерства? Размышления на эту тему приводят к некоторым полезным инсайтам относительно лидерства.

Художники хорошо себя знают.

Художники прекрасно осведомлены о своих сильных сторонах, слабостях и о том, когда те могут сослужить им хорошую службу. Они проводят достаточно много времени в разговорах о себе, своих творческих замыслах и способах их реализации: в каком стиле будет создано новое произведение, в какой технике и с использованием каких материалов.

Для лидеров было бы очень полезно в подобном ключе поразмышлять о себе. Уоррен Бэннис в своей книге «Лидеры» (Warren Bennis, On Becoming A Leader)» говорит о фундаментальном значении понимания своей сущности для лидерства: «Правда в том, — хороша она или плоха — что мы и есть наш собственный ресурс, сырье. Только когда мы познаем себя и понимаем из какого теста сделаны, только тогда мы начинаем жить нашей собственной жизнью. И надо продолжать ею жить несмотря ни на какие трудности». А насколько хорошо вы знаете себя?

Подлинное искусство — это акт самовыражения.

Главная движущая сила художника — стремление к полному самовыражению. Выражение собственных мыслей и видения — обязательное условие создания шедевра. «…у того, кто хочет искренне и полноценно самовыражаться, должно быть собственное мнение. Лидерство без перспективы и без точки зрения — не лидерство вовсе. И, безусловно, это должны быть ваши собственные перспектива и точка зрения… Они должны быть аутентичными для вас, только тогда они будут подлинными. Потому что вы сами — подлинник». — утверждает Уоррен Бэннис.

Художники и лидеры прикладывают много усилий к тому, чтобы выразить свои видение и цель. Это стремление дает им энергию и вдохновляет их. Лидерство — это процесс творчества, самовыражения. Способность лидеров четко донести до других послание о собственных целях, взглядах и действиях играет критическую роль в создании атмосферы доверия и поддержки.

Подлинное искусство уникально и драгоценно.

Подлинное искусство уникальное и неповторимо. За это оно и ценится. Никто из тех, кто может позволить себе приобрести подлинник, не согласится на копию. Точно также уникальны и лидеры. Они не подражают другим. У других они могут учиться, но в итоге всегда остаются верны себе. «Чтобы стать лидером, надо стать самим собой, стать творцом своей собственной жизни». — говорит Уоррен Бэннис.

Искусства — это умение, приобретаемое через учебу, тренировку и наблюдение.

Одно из определений искусства раскрывает его как «умение, приобретаемое через учебу, тренировку и наблюдение». Великие художники не сразу становились великими. Уже при рождении у них был потенциал, а умения они оттачивали и развивали в процессе жизни. Искусство требует упорной практики, личной дисциплины, настойчивости и сильной направляющей страсти. Шедевр создается в каждодневном рутинном труде. «Лидерство, как и искусство, можно демонстрировать, — уверен Бэннис. — Если искусству можно научиться, постоянно практикуясь, то и для развития лидерства необходима ежедневная практика. Лидер без практики — это все равно, что сценический артист без репетиции. В итоге они оба потеряют свою публику. Лидерство — это не привилегия и не официальное звание. Его необходимо постоянно проявлять, совершенствовать и нарабатывать.

Научить искусству могут только художники.

Вы не можете дать другим того, чем не обладаете сами. Только художник способен обучить искусству других. Конечно, технику освоить вам поможет и ремесленник, но особое отношение и образ мыслей, которые отличают хорошего художника от великого, можно скорее перенять, чем выучить.

Только лидер может быть учителем и наставником для других будущих лидеров. Лидерство требует обучения только у того, кто достиг в своем деле настоящего мастерства. У вас есть такой учитель?

Подлиное искусство повествует историю.

Подлиное искусство рассказывает нам правдивую историю, которая воодушевляет и вызывает у нас сильные эмоции. Подлинное лидерство также рассказывает настоящую историю, вовлекая людей и делая их ее частью.

Лидеры должны транслировать истории. Аннет Симмонс ( ) выделяет, по меньшей мере, 6 типов историй, которые лидеры должны рассказывать другим, чтобы вовлекать и оказывать на них влияние:

1. «Кто я такой»

2. «Что я здесь делаю»

3. «Мое видение»

4. Обучающие истории

5. Истории о ценностях в действии

6. «Я знаю, о чем вы думаете».

Искусство — это творческий хаос.

Процесс создания произведения искусства достаточно хаотичен, спонтанен, полон напряжения и противоречий. Успешные художники, много рефликсируя и размышляя о том, каким образом они могут проявить свои умения, научаются работать в состоянии конфликта и неопределенности. Они обдумывают замысел и технику его претворения в жизнь. Много схожего и в лидерстве. Хотя нам хочется думать, что лидерство — упорядоченный, контролируемый процесс, оказывается, что в деятельности лидеров достаточно хаоса. Им также необходимо постоянно размышлять о том, как использовать свои сильные стороны, как влиять на людей, вдохновлять их и направлять. Если лидеры хотят эффективно справляться со всей этой неопределенностью, им нужно посвятить раздумьям и самонаблюдению больше времени, чем управлению сотрудниками и контролю.

Художник с особым внимание относится к обрамлению своего произведения.

Художники выбирают раму, которая делает их картину еще лучше. Они учитывают при этом стиль, особенности публики, социальное окружение. Обрамление — это то, что фокусирует внимание людей в смысловом поле. «Теория обрамления» говорит о том, что на выбор людей влияет подача («рама») объекта. Рама помогает организовать или структурировать смыслы. Эффективные лидеры сознательно обрамляют свои послания, действия и мысли с тем, чтобы создать смыслы и вдохновить других.

Добавить комментарий